студентов развозит по кампусу специальный автобус-челнок.
Идей относительно того, как защитить себя, множество:
Покупать оружие для самообороны. (На руках у населения... 211 миллионов единиц
огнестрельного оружия, что в 3 раза повышает риск быть убитым (нередко кем-нибудь из членов
семьи) и в 5 раз риск самоубийства (Taubes, 1992). Не лучше ли брать пример с тех стран, которые
придерживаются более безопасной политики «домашнего разоружения»?)
Строить больше тюрем. (Мы строим, но до самого последнего времени криминальная
ситуация продолжала ухудшаться. Не говоря уже о том, какие огромные потери социальную и
финансовые несет общество, вынужденное держать в заключении 2 миллиона человек, большинство
из которых мужчины.)
Принять закон, согласно которому человек, совершивший третье уголовное преступление,
приговаривается к пожизненному тюремному заключению. (Но можно ли сказать, что мы
действительно готовы к тому, чтобы оплатить строительство новых тюрем, тюремных больниц и
специальных учреждений, которые понадобятся для размещения и лечения стареющих людей с
бандитским прошлым?)
Выявлять жестокие преступления и уничтожать самых страшных преступников так, как это
делают в Иране и в Ираке, где их казнят. Хотите продемонстрировать, что убивать людей это зло,
убейте тех, кто совершил убийство. (Но едва ли не все города и штаты с самым высоким уровнем
преступности уже имеют в своем законодательстве смертную казнь. Поскольку большинство убийств
совершаются в состоянии аффекта либо под влиянием алкоголя и наркотиков, убийцы редко принимают
в расчет последствия своих злодеяний.)
Более важное значение, чем ужесточение наказания, имеет его неотвратимость. По данным
Национального исследовательского совета (National Research Council),
увеличение на 50% осознания
потенциальной возможности оказаться в тюрьме является в 2 раза более эффективным средством
снижения уровня преступности, чем удвоение срока тюремного заключения (National Research Council,
1993). Тем не менее директор ФБР Луис Фри сомневается в том, что более продолжительное наказание
или его неотвратимость вообще способны решить проблему: «Беззаконие, уровень которого ужасает и
которое захлестывает нас, подобно эпидемии чумы, нечто большее, чем проблема укрепления
законодательства. Преступность и беспорядки следствия безнадежной бедности, появления
нежеланных детей и наркомании не могут быть искоренены только лишь с помощью бездонных
тюрем, неотвратимости наказания и увеличения количества полицейских» (Freeh, 1993). Реакция на
свершившееся преступление это социальный эквивалент накладывания пластыря на раковую
опухоль.
Одна история о спасении человека, тонущего в бурной реке, подсказывает альтернативный
подход. Не успел спасатель оказать первую помощь спасенной им женщине, как он увидел, что тонет
еще одна, и снова бросился в воду. И так одного за другим он вытащил из воды человек шесть. Когда
он, наконец, решил, что его миссия окончена, и бросился прочь, над волнами появилась еще одна
голова. «Ты что, не собираешься спасать его?» спросил стоявший неподалеку зевака. «Нет!
крикнул спасатель в ответ. Поднимусь выше по течению. Надо же понять, почему они все оказались
в воде!»
Можете не сомневаться в том, что нам нужны и полиция, и тюрьмы, и социальные работники
словом все, что может помочь нам с той «социальной чумой», которая поразила наше общество.
Конечно, можно убивать комаров, но лучше осушать болота. Как? Проведя ревизию нашей культуры,
бросив вызов социальным «токсинам», которые отравляют юношество, и вернув былую значимость
такому понятию, как нравственные ценности личности.
Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь
На протяжении всей жизни мы зависим друг от друга, и потому отношения с окружающими
оказываются в центре нашего существования. Для каждого из нас все начинается со взаимного влечения
совершенно конкретных мужчины и женщины, которому мы обязаны своим появлением на свет. Нам,
людям, которых Аристотель назвал «социальными животными», свойственна настоятельная
потребность в принадлежности потребность в создании продолжительных и близких отношений с
другими людьми.
Социальные психологи Рой Баумейстер и Марк Лири иллюстрируют силу социальных влечений,
|