Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 569 
Next page End  

невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глупых — умными, в присутствии
бессердечных — заботливыми. Наблюдая за действиями своих товарищей, мы не можем побороть
искушение сравнить себя с ними (Gilbert et al., 1995). А это значит, что мы втайне даже можем
радоваться их неудачам, особенно неудачам или несчастьям тех, кому мы завидуем (Smith et al., 1996).
Сравнение самого себя с другими приносит немало бед. Когда люди богатеют, приобретают
более высокий статус, а их достижения значительны, они поднимают планку и начинают подходить к
оценке собственных достижений более требовательно. Довольные собой люди, поднимающиеся по
лестнице успеха, смотрят вверх, а не вниз (Gruder, 1977; Suls & Tesch, 1978; Wheeler et al., 1982). Чтобы
защитить чувство собственного достоинства, сравнивая себя с соперником, мы часто воспринимаем его
как находящегося в более выгодном положении (например, имел более квалифицированного тренера и
больше времени для тренировок, как было показано авторами, изучавшими членов студенческой
команды пловцов, — Shepperd & Taylor, 1999).
Успех и неудача
Материалом для построения нашей Я-концепции служат не только наши роли, социальная
идентичность и результаты сравнений с другими людьми, но и наш повседневный опыт. Поставить
перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное — значит почувствовать себя
более компетентным. Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от
посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше
контролируют ситуацию (Ozer & Bandura, 1990). Успех в научных изысканиях поднимает самооценку
студентов относительно своей пригодности для научной деятельности, что, в свою очередь, нередко
стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов (Felson, 1984;
Marsh & Young, 1997). Делать максимум возможного и достигать поставленных целей — значит
чувствовать себя более уверенным в себе и способным.
Как отмечалось в главе 1, принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых
исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У
тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения?
Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто
недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной
системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и
наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи (Brockner & Hulton, 1978; Brown, 1991;
Tafarodi & Vu, 1997). Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и
диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке.
Реальность первична, чувства — вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и
приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и
большую
уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и
благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.
Суждения окружающих
Признанные достижения положительно влияют на Я-концепцию, поскольку мы видим, что
окружающие позитивно оценивают нас. Нам легче думать о себе хорошо, если именно так думают о нас
окружающие. Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь,
склонны «включать» эти оценки в свои Я-концепции и поведение (см. главу 3). Если студенты,
представители этнического меньшинства, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных
представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут
высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в
соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а
реализовать свои возможности в других областях (Steele, 1997. См. также главу 9).
Нашу привычку использовать окружающих в качестве зеркала, с помощью которого мы
воспринимаем самих себя, социолог Чарльз Кули назвал «отраженным Я» (Cooley, 1902). То, какими
мы кажемся окружающим, мы воспринимаем как свои отражения, писал Кули. Позднее социолог
Джордж Герберт Мид уточнил концепцию Кули, отметив, что для наших Я-концепций важно не то, что
другие люди на самом деле думают про нас, а наше собственное представление об их мнении.
Поскольку всем нам, как правило, проще хвалить окружающих, нежели критиковать их, наши
Hosted by uCoz