Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 569 
Next page End  

Хотя интервьюеры, проводящие собеседования с претендентами на работу, и склонны это
отрицать, внешность претендентов и весь их облик влияют на первое впечатление (Cash & Janda, 1984;
Mack & Rainey, 1990; Marvell & Green, 1980). Это помогает объяснить, почему более привлекательные
люди получают более престижную работу и больше зарабатывают (Umberson & Hughes, 1987). Для
изучения этой проблемы Патриция Розелл и ее коллеги использовали результаты
оценки
интервьюерами привлекательности людей, входивших в состав общенациональной канадской выборки;
в качестве инструмента оценки использовалась шкала от 1 (невзрачный) до 5 (чрезвычайно
привлекательный) (Roszell et al., 1990). Авторы обнаружили, что увеличению оценки привлекательности
на 1 единицу шкалы соответствует увеличение годового дохода на $1988. Аналогичные сведения были
получены и в результате анализа данных о 737 магистрах бизнес-администрирования (MBA graduates),
физическая привлекательность которых оценивалась по фотографиям в выпускном альбоме с
использованием той же самой шкалы: увеличению оценки привлекательности на 1 единицу шкалы
соответствовало годовое увеличение дохода на $2600 (мужчины) и $2150 (женщины) (Frieze et al.,
1991).
Правда ли, что красивые люди обладают и различными достоинствами? Или прав был Лев
Толстой, сказавший: «Заблуждается тот, кто думает, будто красота и добродетель — это одно и то же»?
В стереотипе физической привлекательности есть доля истины. Дети и молодые люди с
привлекательной внешностью несколько более уравновешенные, общительные и лучше ведут себя в
обществе (Feingold, 1992b; Langlois et al., 2000). В том, что это действительно так, Уильм Голдман и
Филип Льюис убедились, когда попросили каждого из 60 студентов Университета штата Джорджия
позвонить трем студенткам и поговорить с ними в течение 5 минут (Goldman & Lewis, 1977). После
телефонных разговоров и мужчины, и женщины признали более воспитанными и приятными тех своих
собеседников, которые предварительно были признаны экспериментаторами самыми красивыми.
Физически привлекательные люди более популярны и более коммуникабельны; они также более
соответствуют своим гендерным типам (мужчины более мужественны, а женщины более женственны),
нежели остальные (Langlois et al., 1996).
Возможно, эти незначительные средние различия между привлекательными и
непривлекательными людьми являются следствием самоосуществляющегося пророчества. Красивых
людей ценят и любят, и поэтому у многих из них есть все основания для того, чтобы быть уверенными в
себя. (Вспомните, что в главе 2 был описан эксперимент, участники которого, мужчины, заслужили
расположение женщин, с которыми разговаривали по телефону, думая, что они красивы.) Все сказанное
выше наводит на мысль о том, что решающее значение для вашего социального поведения имеет не
ваша внешность как таковая, а отношение к вам окружающих и то, как вы ощущаете себя, —
принимаете ли вы себя, любите ли и насколько вам комфортно с самим собой.
Что стоит за классическими исследованиями?
Я прекрасно помню тот день, когда начала осознавать далеко идущие последствия физической
привлекательности. Аспирантка Карен Дион (ныне — профессор Университета Торонто) узнала о том,
что в нашем Институте развития ребенка группа исследователей собрала интересный материал:
рейтинги популярности воспитанников одного детского сада и их фотографии. Хотя их педагоги и
воспитатели убеждали нас в том, что «все дети прекрасны» и что ни о какой дискриминации в связи с
внешностью не может быть и речи, Дион предложила, чтобы мы проинструктировали
некоторых из
них, как оценивать внешность каждого ребенка, и сравнили эти данные с рейтингами популярности.
Когда работа была завершена, мы поняли, что наши предположения полностью подтвердились:
популярностью пользовались красивые дети. Эти результаты вызвали такой мощный резонанс, какого
не ожидали ни мы сами, ни другие, и породили такое количество вопросов, что исследователи до сих
пор заняты поисками ответов на них.
Эллен Бершайд, University of Minnesota
---
Элайн Хатфилд и Сьюзн Шпрехер — исследователи, изучающие «механизм влечения», —
полагают, что несмотря на все преимущества, которые дает людям медаль под названием «физическая
красота», ее оборотная сторона неприглядна (Hatfield & Sprecher, 1986). Исключительно
привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и от неприязненного отношения
представителей собственного пола. Их могут мучить сомнения по поводу того, за что их ценят — за
дела, за человеческие качества или только за красоту, которая, как известно, не вечна (Satterfield &
Hosted by uCoz