Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 569 
Next page End  

Рис. 11.5. Симпатия по ассоциации. После общения с приветливым экспериментатором
испытуемые отдавали предпочтение похожей на нее женщине А. После общения с недружелюбным
экспериментатором они старались избегать похожей на нее женщины. (Источник: Lewicki, 1985)
Факт существования этого феномена — ассоциативной симпатии или антипатии —
подтверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты колледжа
более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем
если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и
при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставленных роскошной мебелью и
освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках (Maslow & Mintz,
1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чувства, вызванные элегантной обстановкой,
оказались перенесенными на оцениваемых людей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма
полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театры, вечера, которые пары проводят дома
вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости... Если вы хотите сохранить свои
отношения, важно, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами» (Walster,
1978).
Эта простая по своей сути теория привлекательности — нам нравятся те, кто вознаграждают нас,
и те, кого мы ассоциируем с вознаграждениями, — помогает понять, почему всегда и повсюду люди
симпатизируют тем, кто добр, надежен и участлив (Fletcher et al., 1999; Regan, 1998; Wojciszke et al.,
1998). Принцип вознаграждения помогает также понять, почему те или иные факторы влияют на
человеческие отношения.
Территориальная близость,
безусловно, является «вознаграждением». Требуется меньше
времени и усилий для
того, чтобы пользоваться всеми преимуществами дружбы, если друг живет или
работает рядом с тобой.
Нам нравятся привлекательные люди, потому что мы видим в них носителей и других
желательных качеств, и потому что мы выигрываем от того, что нас ассоциируют с ними.
Когда точки зрения других совпадают с нашими собственными, мы чувствуем себя
вознагражденными, ибо полагаем, что нам тоже симпатизируют. Более того, люди, разделяющие наши
взгляды, помогают нам утвердиться в них. Особенно мы симпатизируем тем, кого успешно «обратили в
собственную веру» (Lombardo et al., 1972: Riodan, 1980; Siegall, 1970).
Нам нравится, когда мы нравимся; и мы любим чувствовать себя любимыми. Следовательно,
симпатия обычно бывает обоюдной. Мы любим тех, кто любит нас.
Резюме
Мы рассмотрели четыре весьма важных фактора, от которых зависит возникновение дружбы или
взаимной симпатии. Самым существенным обстоятельством, от которого зависит возникновение
дружеских отношений между двумя любыми людьми, является их территориальная близость.
Благодаря ей становятся возможными частые встречи и контакты, которые позволяют нам находить
точки соприкосновения и ощущать взаимную симпатию.
Второй фактор, определяющий начальную симпатию, —
физическая привлекательность.
Результаты как лабораторных, так и полевых исследований, включавших «свидания вслепую»,
свидетельствуют о том, что студенты университета предпочитают красивых людей. Однако в реальной
жизни люди склонны выбирать в друзья и в супруги тех, чья внешняя привлекательность соответствует
Hosted by uCoz