урбанизация и средства массовой информации (Freeman, 1997; Marshall, 1997; Triandis, 1994).
Культуры народов Азии, Африки и Центральной и Южной Америки значительно выше ценят
коллективизм. Они воспитывают то, что Синобу Китаяма и Хейзел Маркус называют взаимозависимым
Я. Представители этих культур более самокритичны и меньше нуждаются в позитивном эгоизме (Heine
et al., 1999). Личность чаще определяет себя через принадлежность к другим. Так, от малазийцев,
индусов, японцев и представителей таких коренных племен, населяющих Кению, как масаи, скорее,
нежели от австралийцев, американцев или британцев, можно ожидать, что фраза «Я ...» будет
закончена словами, указывающими на принадлежность к той или иной группе (Bochner, 1994; Dhawan et
al., 1995; Ma & Schoeneman, 1997; Markus & Kitayama, 1991).
Между тем назвать культуру «индивидуалистической» или «коллективистской» значит слишком
упрощать проблему, поскольку даже в пределах одной страны коллективизм в разной степени присущ
сторонникам разных религий и разных политических взглядов. Американцам, живущим на Гаваях и на
крайнем юге страны, он более свойствен, нежели их согражданам, живущим в горных западных штатах,
например Орегоне и Монтане (Vandello & Cohen, 1999). Консерваторы склонны к экономическому
индивидуализму («Не облагайте налогом мой бизнес и не регулируйте его») и к моральному
коллективизму («Законодатели обязаны защитить мораль»). Либералы же тяготеют к экономическому
коллективизму и к моральному индивидуализму.
Человек с взаимозависимым Я больше ощущает свою принадлежность к какой-либо группе.
Разлученные с семьей, коллегами и верными друзьями, взаимозависимые люди утратят социальные
связи, определяющие их идентичность. Они имеют не одно Я, а много: Я с родителями, Я на работе, Я с
друзьями (Cross et al., 1992). Как следует из рис. 2.1 и из табл. 2.2, взаимозависимое Я вовлечено в
социальные «членства». Их речь менее прямолинейна и более вежлива (Holtgraves, 1997). Цель
социальной жизни заключается не столько в усилении Я индивидуума, сколько в его гармонизации с
тем сообществом, к которому он принадлежит, и в поддержке последнего. «Такой откровенно
индивидуализированный заказ
одна порция, без кофеина, одинарный, очень горячий
вполне
уместный в любом
баре Северной Америки, в котором есть кофеварка эспрессо, покажется несколько
странным в Сеуле», пишут Хиджунг Ким и Хейзел Маркус (Heejung Kim & Marcus, 1999). В Корее
и результаты их исследований это подтверждают люди гораздо больше ценят традиции и
общепринятую практику, нежели уникальность.
Рис. 2.1. Независимая и взаимозависимая Я-схемы. Взаимозависимое Я признает свои связи с
другими. Однако оно более глубоко «встроено» в других. (Источник: Markus & Kitayama, 1991)
|