общинных выгонов» отражают суть противоречий между благополучием индивидуума и
благополучием общества. В реальной жизни, как и в лабораторном эксперименте, можно избежать
подобных ловушек. Для этого нужно разрабатывать
правила, регулирующие эгоистичное поведение,
создавать немногочисленные группы, в которых люди чувствуют ответственность друг за друга,
предусматривать возможность коммуникации, потому что она способствует снижению уровня
взаимного недоверия, использовать материальное стимулирование сотрудничества и обращаться к
альтруистическим чувствам людей.
Когда люди конкурируют за ограниченные ресурсы, человеческие отношения нередко тонут в
море предрассудков и враждебности. Результаты знаменитых экспериментов Музафера Шерифа
свидетельствуют о том, что конкуренция, в которой победа одного означает поражение другого, быстро
превращает незнакомых людей во врагов, порождая несдерживаемую воинственность даже у
мальчиков, которые в иных условиях вполне контактны.
Конфликты возникают и тогда, когда люди чувствуют, что с ними поступают несправедливо.
Согласно теории баланса, «справедливость» для людей это распределение вознаграждения
пропорционально вкладам. Конфликты возникают, если люди выражают несогласие с оценкой их
вкладов, а следовательно и с тем, что вознаграждения распределены справедливо.
Нередко конфликты содержат лишь небольшое рациональное зерно действительно
несовместимых друг с другом целей, окруженное толстым слоем искаженного восприятия
конфликтующими сторонами мотивов и целей друг друга. Часто конфликтующие стороны зеркально
воспринимают друг друга. Если обе стороны считают, что «мы стремимся к миру, а они мечтают о
войне», каждая из них может относиться к другой так, что в конце концов спровоцирует ее на
демонстрацию враждебности и получит подтверждение своих ожиданий. Международные конфликты
нередко подпитываются иллюзией «злонамеренный лидер хороший народ».
Примирение
Деструктивный конфликт порождение сил зла. Однако есть силы, способные разрешить
конфликт конструктивно. Что же это за силы, создающие мир и гармонию?
Выше было рассказано о том, как социальные ловушки, конкуренция, воспринимаемая
несправедливость и искаженное восприятие разжигают конфликты. Картина, конечно, мрачноватая, но
не безнадежная. Бывает, если вражда превращается в дружбу, что сжатые кулаки превращаются в
ладони, протянутые для рукопожатия. Внимание социальных психологов сосредоточено на четырех
стратегиях, помогающих врагам стать друзьями. Их легко запомнить как четыре «К» примирения:
контакт, кооперация, коммуникация и консилиация (умиротворение).
Контакт
Что произойдет, если два конфликтующих человека или две конфликтующие группы вступят в
тесный контакт? Поможет ли это им лучше узнать друг друга и проникнуться взаимной симпатией?
Может быть, да, а возможно, и нет. Из главы 3 нам известно, что негативные ожидания делают наши
суждения пристрастными и вызывают самоосуществляющееся пророчество. Но нам также известно и
другое (см. главу 11): территориальная близость в сочетании со взаимодействием, ожиданием этого
взаимодействия или сам факт присутствия индивида способны усилить симпатию. Из главы 4 мы
узнали, что вульгарный расизм в полном соответствии
с тезисом «установки есть следствие
поведения» пошел на убыль после того, как было покончено с десегрегацией. Если сейчас этот
принцип социальной психологии кажется очевидным, вспомните, что именно так всегда и бывает после
того, как что-то становится нам известно. В 1896 г. тезис о том, что десегрегация может повлиять на
расовые установки, отнюдь не казался Верховному суду США очевидным. В то время очевидным
казалось совсем другое, а именно: «законодательство не в силах искоренить расовые инстинкты» (из
вердикта по делу «Плесси против Фергюсона»).
<Нам больше известно о войне и о том, как убивать, чем о мире и о том, как жить. Генерал Омар
Брэдли (1893-1981), бывший начальник генштаба армии США>
В США в течение последних трех десятилетий сегрегация и расовые предрассудки шли на убыль
одновременно. Можно ли утверждать, что межрасовые контакты стали причиной улучшения установок?
Повлияли ли они на тех, кто на собственном опыте узнал, что такое десегрегация?
|