Школьные программы, нацеленные на выявление способных детей, нередко способствуют
ресегрегации: появляются классы, в которых академически успешные белые дети составляют
большинство.
Дружба. Более обнадеживающие результаты первых исследований свидетельствуют о том, что, в
отличие от совместного обучения в школах, совместная работа (служащие магазинов), служба в армии и
совместное проживание с присущими им многочисленными межрасовыми контактами весьма
существенно снижают уровень противостояния, характерный для начальных межгрупповых контактов.
Аналогичные результаты получены и при изучении продолжительных личных контактов между белыми
и чернокожими заключенными или между белыми и чернокожими девушками, которые вместе
отдыхают в десегрегированном летнем лагере (Clore et al., 1978; Foley, 1976). Что же касается
американских студентов, обучавшихся в Англии или в Германии, то чем больше контактов с
англичанами или с немцами было у них за время учебы, тем более позитивным было их отношение к
принимавшим странам (Stangor et al., 1996). В лабораторных экспериментах
наиболее позитивные
установки в отношении тех, кто не были членами их группы, сформировались у испытуемых, которые
обрели среди них друзей (Pettigrew, 2000; Wright et al., 1997).
Результаты опроса более 4000 европейцев подтверждают: дружба ключ к успешным
контактам. Человек, у которого есть друг, принадлежащий к национальному меньшинству, не только
значительно более склонен к симпатии и поддержке его группы, но и позитивнее относится к
иммиграции в его страну представителей этого этноса. Сказанное относится и к установкам немцев в
отношении турок, и к установкам французов в отношении выходцев из Азии и из Северной Африки, и к
установкам голландцев в отношении индонезийцев и турок, а также к установкам британцев в
отношении выходцев из Западной Индии и Азии (Brown et al., 1999; Hamberger & Hewsone, 1997;
Pettigrew, 1997). To же самое можно сказать и про отношение к геям: люди, лично знакомые с кем-либо
из них, относятся к гомосексуалам значительно более терпимо (Herek, 1993). Дополнительные
исследования, посвященные изучению отношения к пожилым людям, умственно отсталым, больным
СПИДом и к инвалидам, подтверждают вывод о том, что личный контакт нередко прогнозирует
позитивные установки (Pettigrew, 1998).
Равноправный контакт. Социальные психологи, поддерживавшие десегрегацию, никогда не
утверждали, что улучшению установок способствуют любые контакты. Они не ожидали ничего
хорошего от тех контактов, которые строились на конкуренции или неравенстве или не поддерживались
тем, кто обладает властью (Pettigrew, 1988; Stephan, 1987). И до 1954 г. у многих носителей расовых
предрассудков были постоянные контакты с афроамериканцами чистильщиками обуви или
домашней прислугой. Как уже отмечалось в главе 9, подобные неравноправные контакты порождают
установки, способные лишь оправдать незыблемость этого неравенства. Поэтому важны не любые, а
равноправные контакты, такие как контакты между служащими магазина, солдатами, соседями,
заключенными или обитателями летнего лагеря.
Контакты в десегрегированных школах нередко были неравными. Белые ученики были более
активными, более влиятельными, более успешными (Cohen, 1980а; Riordan & Ruggiero, 1980). Когда
чернокожая семиклассница из не очень сильной школы попадает в класс, где учатся преимущественно
белые дети из семей, принадлежащих к среднему классу, где преподают принадлежащие к этому же
классу белые учителя, не возлагающие на нее особых надежд, весьма вероятно, что и для себя самой, и
для своих одноклассников она будет аутсайдером.
Кооперация
Хотя равноправный контакт и полезен, иногда его недостаточно. Он не помог, когда Музафер
Шериф положил конец соревнованиям между «Гремучими змеями» и «Орлами» и ребята стали вместе
есть, смотреть фильмы и устраивать фейерверки. К этому времени страсти настолько накалились, что
любой контакт становился поводом для взаимных насмешек и наскоков. Когда один из «Орлов»
столкнулся с «Гремучей змеей», остальные «Орлы» потребовали, чтобы он «смыл с себя грязь».
Очевидно, что «смешение» групп не способствовало их социальной интеграции.
Что может сделать миротворец, столкнувшийся со столь глубоко укоренившейся враждой?
Вспомните успешные и безуспешные примеры десегрегации. Десегрегация
солдат стрелковых рот не
только способствовала равноправным контактам белых и чернокожих солдат, но и сделала их
взаимозависимыми. Они вместе сражались с общим врагом и стремились к одной общей цели.
Антиподом этой ситуации взаимозависимости является соревновательность, характерная для
|