состоянии депрессии, одиноких, социально тревожных и физически больных. Людям, пребывающим в
депрессии, присущ негативный стиль объяснения. По сравнению с теми, кто не переживает депрессии,
они более склонны к самообвинению, интерпретируют и вспоминают события в более мрачном свете и
с пессимизмом смотрят в будущее. В лабораторных условиях люди в состоянии несильной депрессии,
хотя чаще используют негативные высказывания, демонстрируют поразительный реализм.
Следствием депрессивного мышления является депрессивное поведение, которое, в свою
очередь, способствует поддержанию пораженческого настроения. Многое из сказанного относится и к
людям, хронически страдающим от одиночества и от таких проявлений социальной тревожности, как
чрезмерная застенчивость.
Молодая и бурно развивающаяся отрасль психологической науки психология здоровья
интересуется тем, как люди определяют, что они больны, как они объясняют симптомы, которые
чувствуют, когда обращаются за медицинской помощью, и как следуют врачебным рекомендациям. Она
также изучает воздействие негативных эмоций и связь между болезнью, стрессом и пессимистическим
мировосприятием.
Социально-психологический подход к лечению
Мы рассмотрели особенности социального мышления, вызванные различными житейскими
проблемами от тяжелой депрессии до чрезмерной застенчивости и физического недуга. Можно ли
изменить эти неадаптивные паттерны мышления?
Социально-психологической терапии не существует. Но терапия это социальный контакт, и в
наши дни социальные психологи задумались над тем, как интегрировать их принципы с традиционными
методами лечения (Forsyth & Leary, 1997; Strong et al., 1992). Рассмотрим три примера.
Внутренние перемены как следствие изменения поведения
В главе 4 приведено немало различных доказательств простого, но очень действенного
принципа, суть которого заключается в том, что наши установки зависят от нашего поведения. Роли,
которые мы исполняем, слова, которые говорим, и решения, которые принимаем, влияют на то, какие
мы есть.
Согласно принципу «установки как следствие поведения», некоторые психотерапевтические
методы лечения предписывают действия. Психотерапевты, которые придерживаются этого
бихевиорального подхода и стараются изменить форму поведения пациента, исходят из того, что вслед
за поведением изменятся и его внутренние диспозиции. В основе тренинга уверенности в себе лежит
феномен «нога-в-дверях». Индивид, исполняющий роль уверенного в себе человека в окружении
группы поддержки, постепенно становится таковым и в повседневной жизни. Рационально-
эмоциональная терапия исходит из того, что мы сами отвечаем за появление наших эмоций; пациенты
получают «домашнее задание» говорить и действовать по-новому, благодаря чему вызывают в себе
новые эмоции. Например, задание «переиграть» кого-нибудь из родственников, перестать говорить
себе, что вы непривлекательный человек, или попросить кого-то уйти. Группы самопомощи в
деликатной форме подталкивают участников к тому, чтобы вести себя по-новому в присутствии
группы: выражать гнев, кричать, действовать так, как действуют люди с высокой самооценкой,
выражать позитивные чувства. Всем этим методикам присуще одно общее допущение: если у нас не
хватает силы воли, чтобы напрямую контролировать свои чувства, мы можем влиять на них косвенно,
через поведение.
Результаты экспериментов подтверждают вывод о том, что наши слова о самих себе могут
влиять на наше самочувствие. Студентам, участникам одного из экспериментов, было дано задание
написать о себе хвалебный очерк (Mirels & McPeek, 1977). Одновременно другая группа испытуемых
писала очерк о текущих социальных проблемах. Когда позднее, в рамках другого эксперимента,
испытуемые должны были оценить себя, самооценки участников первой группы оказались более
высокими. Участников другого эксперимента исследователи просили представить себя интервьюеру
либо в лестном, либо в не очень лестном свете (Jones et al., 1981; Rhodewalt & Agustsdottir, 1986). И
вновь публичное выступление, предполагающее подчеркивание собственной значимости или ее
преуменьшение, сказалось на результатах последующего тестирования реальной самооценки. Мы верим
в то, о чем говорим; это утверждение оправдывается даже тогда, когда мы говорим о себе. Особенно
|