Navigation bar
  Print document Start Previous page
 491 of 569 
Next page End  

пробуждают у клиента. Терапевт должен так формулировать свои высказывания, чтобы клиент мог
услышать и понять его, ответил на них согласием, а не контраргументами и чтобы у него было время и
«пространство» для ответных действий. Вопросы типа «Как вы относитесь к тому, о чем я только что
сказал?» способны стимулировать мышление клиента.
В качестве иллюстрации Мартин Хизакер приводит пример Дэйва, 35-летнего аспиранта
(Heesacker, 1989). Поняв, что Дэйв отрицает сам факт существования у него проблемы — лекарственной
зависимости, — психотерапевт сделал ставку на ту информацию о нем, которой он располагал. Зная,
что Дэйв интеллектуал, доверяющий только неопровержимым доказательствам, он воспользовался этим
для того, чтобы тот согласился с диагнозом и стал лечиться в группе взаимной поддержки. «Если мой
диагноз ошибочен, я буду рад отказаться от него. Но чтобы проверить, прав я или нет, давайте сначала
посмотрим перечень симптомов, характерных для лекарственной зависимости», — сказал он. И начал
медленно зачитывать перечень, давая Дэйву время для обдумывания каждого из них. Когда
психотерапевт дочитал список до конца, Дэйв откинулся на спинку стула и воскликнул: «Ушам своим
не верю! Я же самый настоящий алкоголик!»
В одном из своих экспериментов Джон Эрнст и Мартин Хизакер продемонстрировали
эффективность способа воздействия на центральные информационные процессы на примере участников
занятий по тренингу настойчивости (Ernst & Heesacker, 1993). С некоторыми испытуемыми занятия
проводились в форме обычного семинара, на котором они изучали и повторяли материал, посвященный
концепции настойчивости. Другие испытуемые, также познакомившись с концепцией настойчивости,
затем разыгрывали ситуации, в которых они добровольно оказывались страдающей стороной из-за того,
что не были настойчивыми. После этого они выслушивали аргументы, которые, по мнению Эрнста и
Хизакера, могли направить их мысли в нужное русло (например, «Не умея отстаивать свои права, вы
приучаете других игнорировать вас»). Когда занятия закончились, исследователи попросили участников
задержаться и подумать о том, как они относятся к тому, что узнали. По сравнению с первой группой,
установки и намерения, касающиеся настойчивости, участников занятий в форме активного
стимулирования мышления оказались более благоприятными. Более того, их соседи в общежитии
отмечали, что в течение последующих 2 недель они вели себя более настойчиво.
Этот принцип предвидел французский философ XVII в. Паскаль, написавший в своем трактате
«Мысли» (Pensees),
написанном в 1620 г.: «Обычно людей гораздо больше убеждает то, до чего они
додумались сами, чем то, что они слышат от других». Этот принцип стоит того, чтобы его запомнить.
Резюме
К числу принципов социальной психологии, которые могут быть полезны практикующим
психотерапевтам, относятся следующие три:
1) изменения в поведении могут привести к внутренним изменениям;
2) саморазрушительный порочный круг негативных установок и поступков могут разорвать
обучение социальным навыкам, позитивный опыт, изменяющий самовосприятие, и изменение
негативного мыслительного паттерна;
3) позитивные результаты лечения более стабильны, если люди имеют возможность приписать
их не психотерапевтической программе как таковой, а внутренним факторам, которые они сами
контролируют.
Психотерапевты приходят к осознанию того, что изменение установок и поведения пациентов
требует убеждающего воздействия. Их задача — стимулировать с помощью убедительных аргументов и
правильно поставленных вопросов более позитивное мышление пациентов, в чем им должна помочь
репутация экспертов и людей, заслуживающих доверия.
Социальная поддержка и благополучие
Социальная психология психического и физического здоровья имеет еще один важный аспект.
Здоровье и счастье человека во многом зависят от характера его отношений с ближайшим
окружением: от того, насколько эти отношения доверительны, ощущает ли он себя любимым,
чувствует ли одобрение и поддержку.
Человеческие отношения изобилуют стрессами. «Ад — это другие», — писал Жан-Поль Сартр.
Когда Питер Уорр и Рой Пэйн обратились к репрезентативной выборке взрослых британцев с вопросом,
Hosted by uCoz