Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 569 
Next page End  

1999). Не приходится удивляться тому, что разведенные мужчины и женщины обычно обвиняют в
случившемся бывших супругов (Gray & Silver, 1990), а менеджеры, как правило, объясняют плохие
результаты низкой квалификацией работников и их ленью (Imai, 1994; Rice, 1985). (Рабочие более
склонны винить во всем внешние обстоятельства — плохое снабжение, чрезмерную загруженность
работой, несговорчивых коллег или нечеткие инструкции.) Нет ничего удивительного и в том, что люди
более склонны считать справедливым такое распределение вознаграждений (например, увеличение
зарплаты), при котором они получают больше, а не меньше, чем другие (Diekmann et al., 1997). Но если
мы работаем вместе с человеком, который нам очень близок, тенденция приписывать успех себе, а в
неудачах винить напарника проявляется не столь очевидно (Campbell et al., 2000; Sedikides et al., 1998).
Студенты тоже демонстрируют предрасположение в пользу своего Я. Успешно сдавшие экзамен
склонны считать это своей личной заслугой, а экзамен — справедливым мерилом их знаний (Arkin &
Maruyama, 1979; Davis & Stephan, 1980; Gilmor & Reid, 1979; Griffin et al., 1983). Значительно больше
склонны критиковать его те, кто получил плохие отметки.
(— Майк, это здорово, что у тебя так много идей, но позволь мне дать тебе совет.
— Ты должен пересмотреть свою позицию. В отличие от тебя многие менеджеры-неудачники
никогда не признают своей вины. Какие бы убытки ни несла компания, они не виноваты!
— Какими бы плохими ни были твои проекты, ты никогда и ни в чем не виноват.
— А кто же виноват? — Кто угодно! Смит! Твоя собака! Но только не ты!)
Представители индивидуалистических культур не склонны брать на себя ответственность за
неудачи
Знакомясь с этим исследованием, я только и делал, что удовлетворенно твердил про себя: «Так я
и знал!» Однако подумайте и о том, как преподаватели объясняют успехи и неудачи своих учеников.
Если нет необходимости скромничать, они с готовностью приписывают все удачи себе, а провалы —
студентам (Arkin et al., 1980; Davis, 1979). Сдается мне, что педагоги рассуждают примерно так: «Своим
“красным” дипломом Мария обязана мне. А вот Мелинду моя помощь не спасла от провала».
Можем ли все мы быть лучше «середняков»?
Предрасположение в пользу своего Я проявляется и тогда, когда люди сравнивают себя с
другими. Если прав был китайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н. э., говоря, что «никогда на
свете не появится человек, который, будучи в здравом рассудке, станет напрягаться сверх своих
возможностей, расстраивать свое здоровье и переоценивать себя», значит, большинство из нас немного
«не того». Ибо, как правило, люди полагают, что по большинству субъективных и социально
желательных параметров они превосходят средний уровень. Сказанное в первую очередь относится к
ситуациям, когда Я сравнивается не с какими-то конкретными знакомыми личностями, а с людьми
вообще (Alicke et al., 1995). Рассмотрим несколько примеров.
Большинство бизнесменов считают свое поведение более этичным, чем поведение среднего
бизнесмена (Baumhart, 1968; Brenner & Molander, 1977). На вопрос «Как бы вы сами оценили свои
моральные качества по шкале от 1 до 100 (100 означает, что человек — само совершенство)?» 50%
участников общенационального опроса ответили «90» и только 11% — «74 или менее» (Lovelett, 1997).
90% менеджеров, работающих в бизнесе, полагают, что превосходят своих коллег-середняков
(French, 1968). В Австралии 86% работающих считают, что их уровень выше среднего, и лишь 1% —
что не дотягивают до него (Headey & Wearing, 1987).
В Нидерландах большинство учеников средних школ считают себя более честными,
настойчивыми, оригинальными, дружелюбными и надежными, чем середняки (Hoorens, 1993; 1996).
Hosted by uCoz