модификации и менее сомнительные гибридные растения дают более высокий урожай. Созданы сорта
картофеля, более устойчивые к болезням, более питательные сорта риса и сельскохозяйственные
культуры, лучше приспособленные к засушливому климату и к соленой почве, более устойчивые к
вредителям, вирусам и бактериям.
Несмотря на то что для оценки безопасности и жизнеспособности этих технологических и
сельскохозяйственных инноваций потребуется время, увеличение эффективности и
продуктивности
производства, несомненно, один из путей к устойчивому будущему. Учитывая, с какой скоростью
идет технический прогресс, - кто мог представить себе современный мир еще каких-нибудь 100 лет
назад? в будущем обязательно будут найдены такие решения, которые сейчас никому не приходят в
голову. Оптимисты убеждены, что в будущем уровень жизни большинства людей будет выше, чем
сегодня, и что при этом не только будет израсходовано значительно меньше исходного сырья, но и
образуется значительно меньше отходов.
Снижение уровня потребления
Второй путь к устойчивому будущему снижение потребления. Если увеличивающееся
народонаселение будет больше потреблять и наносить больший вред экологии, то стабильное по своей
численности население Земли должно будет сократить потребление и уменьшить ущерб, причиняемый
экосистеме.
Благодаря усилиям сторонников планирования семьи прирост населения земли затормозился, в
первую очередь это произошло за счет развитых стран. В тех странах, где материальный уровень выше,
а женщины более образованны и имеют больше прав, рождаемость ниже. Но даже если рождаемость
повсеместно вдруг опустится до уровня простого воспроизводства, рост населения «по инерции»,
связанный со вступлением в детородный возраст более молодых людей, продлится еще долго.
Учитывая, что мы уже и так превысили потенциальную емкость экологической системы Земли,
каждому из нас тоже следует умерить свой аппетит. Наши материальные запросы постоянно растут
нам нужно больше компакт-дисков, больше кондиционеров, больше путешествий, что же мы можем
сделать для снижения уровня потребления?
Один путь государственная политика, в полной мере использующая материальное
стимулирование. Общее правило таково: мы стараемся избежать того, за что нас наказывают, и
стремимся к тому, за что получаем вознаграждение. Если на наших скоростных шоссе автомобильные
пробки, а в воздухе полно выхлопных газов, мы можем наказывать тех, кто ездит в одиночку, и
вознаграждать тех, кто ездит группами, предоставляя в их распоряжение специальные скоростные
полосы. Мы можем создать специальные дорожки для велосипедистов и развивать городской
транспорт, создавая тем самым альтернативы личным автомобилям. Можно, как в Европе, значительно
повысить налоги на бензин и стимулировать рецикл, сделав возврат пластиковых бутылок из-под
лимонадов экономически выгодным для населения (см. «Во что обходится эксплуатация личного
автомобиля?»).
Роберт Франк, экономист, хорошо разбирающийся в социальной психологии, предложил способ,
с помощью которого социально ответственная рыночная экономика может одновременно
стимулировать и высокие заработки, и более умеренное потребление. Он предложил ввести
прогрессивную систему налогообложения, которая, стимулируя накопление денежных средств и их
инвестирование, делает невыгодным приобретение таких жизненно неважных предметов роскоши, как
детский игрушечный автомобиль Range Rover за $18 500. Его идея проста: облагайте налогом не только
доходы, но и расходы, которые равны разнице между заработком и сбережениями и, возможно,
пожертвованиями на благотворительность. Налог должен быть прогрессивным, исключение составляют
только иждивенцы, которые вообще освобождаются от его уплаты, и люди, делающие крупные
покупки, которые облагаются более высоким налогом. Франк убежден, что прогрессивный налог на
потребление (например, для семьи из 4 человек он изменяется от 20%, если в течение года ею
приобретены товары на сумму, превышающую $30 000, до 70% если сумма покупок превышает $500
000) способен оказать более заметное влияние на потребление, чем движение сторонников более
простого образа жизни. Люди, которые при других обстоятельствах купили бы BMWZ3
за $30 000,
скорее всего, призадумаются и с не меньшим удовольствием сядут за руль Mazda Miata за $23 000.
Благодаря подобной политике присущая большинству людей привычка в первую очередь
заботиться о собственных интересах может быть использована на благо общества, но ее реализация
требует определенных законодательных актов, поддержанных обществом. Если правда, что мы уже
|