газы, содержащие диоксид углерода, вместе с содержащими его газообразными отходами,
образующимися при сжигании угля и мазута на электро- и теплостанциях, являются причиной
глобального потепления климата. Итог: наша планета не может выдержать уровня потребления,
существующего сегодня в богатых странах, а уж о возросшем уровне потребления, который весьма
вероятен в будущем, и говорить нечего. Поэтому обеспокоенные сложившейся ситуацией ученые и
граждане задумались о том, что человечество может сделать для предотвращения экологической
катастрофы. Как увеличить эффективность промышленности и продуктивность сельского хозяйства и
как контролировать рост народонаселения и регулировать потребление за счет материального
стимулирования, изменения поведения и установок? За последние 40 лет, буквально на наших глазах,
произошли весьма заметные культурные изменения, и нечто подобное может повториться как ответ на
грозящий глобальный кризис.
Социальная психология материализма и умеренности
Какой вклад может внести социальная психология в наше понимание усиливающегося
материализма? В какой мере деньги и потребление гарантируют счастье? И почему материализм и
экономический рост не привели к росту удовлетворенности жизнью?
Можно ли купить счастье? Лишь немногие из нас ответят на этот вопрос утвердительно. Но
сформулируйте вопрос по-другому иначе: «Имей вы немного больше денег, вы были бы чуточку
счастливее?», и многие, ухмыльнувшись, кивнут головами. Мы уверены в том, что между достатком и
ощущением благополучия существует определенная связь. Эта убежденность исходит из того, что
Джульет Шор называет «циклом доходы расходы», имея в виду, что люди больше работают для
того, чтобы больше покупать (Schor, 1998).
Усиливающийся материализм
Хотя нынешняя экологическая ситуация и такова, что нам следовало бы быть скромнее в своих
желаниях, материализм [Читатели, должно быть, уже поняли, что в данном контексте автор употребляет
термин «материализм» как синоним «вещизма», «приобретательства», «погони за материальными
благами».
Примеч. перев.] торжествует, и особенно это заметно в США. Согласно результатам
опроса общественного мнения, проведенного институтом Гэллапа, 50% респондентов-женщин, более
60% респондентов-мужчин (в целом 80% респондентов), зарабатывающих более $75 000 в год, хотели
бы быть богатыми (Gallup Poll, 1990). Когда в 1987 г. Roper Organization спрашивала у респондентов,
каким должен быть их ежегодный доход, чтобы они могли осуществить все свои мечты, «средний
американец» назвал сумму, равную $50 000. В 1996 г. она возросла до $90 000 (Schor, 1998). Считайте
это сегодняшней американской мечтой: жизнь, свобода и счастье, купленное за деньги.
Расцвет материализма пришелся на 1970-е-1980-е гг. Наибольшее впечатление производят
результаты ежегодных опросов, проводимых совместно Калифорнийским университетом в Лос-
Анджелесе и Советом по образованию среди примерно 250 000 первокурсников. Количество
согласившихся с утверждением, что «очень важной» причиной их поступления в колледж является
желание «больше зарабатывать», возросло с 50% в 1971 г. до почти 75% в 2000 г. А количество
полагающих «очень хорошее финансовое положение» «самым важным» фактором возросло с 39% в
1970 г. до 74% в 2000 г. (рис. В.2). По сути, эти данные свидетельствуют о катастрофическом
уменьшении числа молодых людей, считающих, что «в жизни должна быть ясная цель». Материализм
одержал победу над духовностью.
|