Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 569 
Next page End  

понятно — может в некоторых случаях вызвать депрессию (Lewinsohn et al., 1980). Невольно
начинаешь думать, что Паскаль, возможно, прав: «Если бы все мужчины знали, что говорят о них
другие, в мире не было бы и двух пар друзей. Я считаю это непреложным фактом».
<В глаза никто не скажет нам того, что говорят за глаза. Паскаль, Мысли, 1670>
Авторы «теории управления страхом» (terror management theory)
Джефф Гринберг, Шелдон
Соломон и Том Пышински предлагают другое объяснение адаптивности позитивной самооценки
(Greenberg, Solomon & Pyszczynski, 1997): они считают ее неким амортизатором тревожности, в том
числе и тревожности, причиной которой является наша неминуемая смерть. В детстве мы усваиваем,
что если ведем себя так, как учат родители, нас любят и защищают, если же демонстрируем
непослушание, нам может быть отказано и в том и в другом. А это приводит к тому, что позитивная
самооценка начинает ассоциироваться с чувством защищенности. Гринберг и его коллеги утверждают,
что позитивная самооценка — т. е. восприятие самого себя как хорошего и защищенного — даже
спасает нас от страха перед собственной неизбежной кончиной. Результаты их исследований
свидетельствуют: напомнив людям о том, что они смертны (например, предложив им написать
небольшое эссе о смерти), можно укрепить их во мнении о собственной значимости. Более того,
высокая самооценка спасает человека от излишней тревожности при столкновении с опасностью.
Результаты новых исследований депрессии и тревожности позволяют предположить, что в
предрасположении в пользу своего Я таится некая практическая мудрость. Возможно, из
стратегических соображений правильно считать себя умнее, сильнее и социально более успешными,
чем мы есть на самом деле. Обманщики, желающие убедить окружающих в своей честности, могут
добиться больших успехов, если сами считают себя порядочными людьми. Вера в собственное
превосходство способна быть и мотиватором наших достижений (сбывающиеся пророчества), и
источником оптимизма в трудные времена.
Предрасположение в пользу своего Я как причина плохой адаптации
Хотя предрасположение в пользу своего Я и может защитить нас от депрессии, иногда оно
становится причиной плохой адаптации. Люди, обвиняющие в своих социальных проблемах
окружающих, нередко бывают более несчастными, чем те, кто способен признать свои ошибки (C. A.
Anderson et al., 1983; Newman & Langer, 1981; Peterson et al., 1981). Более того, наиболее самоуверенные
«экземпляры» нередко воспринимаются другими как эгоцентричные, надменные и лживые люди
(Colvin et al., 1995). В истории человечества есть и диктаторы, проводившие политику геноцида, и
сторонники идеи превосходства белой расы, и пьяницы, издевавшиеся над своими супругами, но общее
для всех них — необузданное эго (Baumeister et al., 1996). Критика или насмешка окружающих,
выражающих сомнение в обоснованности притязаний подобных личностей, вызывают такую ярость,
что инцидент нередко заканчивается трагически.
<У победы — сотни отцов, но поражение — всегда сирота. Граф Галеаццо Чиано,
Дневники,
1938>
Результаты исследований Барри Шленкера позволяют также говорить и о том, что
предрасположение в пользу своего Я способно развалить коллектив (Schlenker, 1976; Schlenker & Miller,
1977a; 1977b). Шленкер, выступавший в студенческие годы как гитарист в составе одной рок-группы,
пишет: «Как правило, рок-музыканты преувеличивали собственный вклад в успехи группы и
недооценивали свою вину в ее неудачах. На моих глазах из-за этой их склонности к самовосхвалению
распалось немало хороших групп». Став впоследствии социальным психологом и работая в
Университете штата Флорида, Шленкер изучал проявления самозащиты в группах. Он провел 9
экспериментов, участники которых сообща работали над определенными заданиями. Затем он говорил
им, что они либо успешно справились с заданием, либо выполнили его плохо. И то и другое было
неправдой. Во всех случаях члены «успешных» групп брали на себя большую ответственность за
результат, нежели члены групп, не справившихся с заданием. Большинство членов «успешных» групп
старались приписать себе основную заслугу, и лишь немногие признавали, что сделали меньше, чем
другие.
<Показная демонстрация собственной ничтожности — это ложное смирение. Истинное смирение
— это осознание присутствия рядом настоящего величия. Джонатан Сакс, Главный раввин
Великобритании, 2000>
Если большинство членов какой-либо группы полагают, что их вклад
в общее дело выше
среднего уровня, а его оплата и оценка не соответствуют ему, весьма вероятны и разногласия, и зависть.
Hosted by uCoz