палеонтолога, который по фрагментам костей реконструирует облик динозавра: используя фрагменты
информации и наши нынешние чувства и ожидания, мы реконструируем свое далекое прошлое (Hirt,
1990; Ross & Buehler, 1994). Таким образом, мы можем легко пересмотреть (хотя и на уровне
подсознания) свои воспоминания таким образом, чтобы они соответствовали нашим нынешним
знаниям. Когда один из моих сыновей посетовал, что не вышел из печати июньский номер журнала
Cricket, а потом ему показали, где журнал лежит, он сказал: «Здорово! Я же знал, что получил его!»
{В отличие от фотографий воспоминания, извлеченные из банка памяти, реконструируются}
<Нельзя сказать, что память похожа на чтение книги. Она скорее похожа на написание книги по
разрозненным заметкам. Джон Ф. Кильстрем, 1994>
Когда экспериментатор или психотерапевт начинают манипулировать с представлениями людей
об их прошлом, многие конструируют ложные воспоминания. Попросите кого-нибудь живо
представить себе эпизод из детства (бежал, споткнулся, упал и разбил рукой окно) или как он
опрокинул чашу с пуншем на свадьбе, и вы увидите, что около 25% из тех, к кому вы обратились с
подобной просьбой, потом станут вспоминать эти вымышленные события как реальные (Garry et al.,
1996; Hyman et al., 1995, 1996; Loftus & Pickrell, 1995). Человеческий разум занят поисками истины, но
это не мешает ему иногда создавать ложь.
Реконструкция прошлых установок
Как вы относились 5 лет назад к атомной энергии? К президенту Клинтону или к премьер-
министрам Жану Кретьену или Тони Блэру? К своим родителям? Если с тех пор ваши установки
изменились, известно ли вам насколько?
Экспериментаторы попытались ответить на подобные вопросы и получили обескураживающие
результаты. Люди, установки которых изменились, нередко настаивают на том, что они практически
всегда были именно такими. Дарил Бем и Кейт Мак-Коннелл провели опрос среди студентов
Университета Карнеги-Меллона (Bem & McConnell, 1970). Среди вопросов, которые они задавали, в
неявном виде присутствовал и вопрос о том, насколько студенты контролируют университетскую
учебную программу. Спустя неделю студенты согласились написать эссе о том, почему они против
студенческого контроля. После этого их отношение к студенческому контролю стало значительно более
негативным. Когда их попросили припомнить, как они отвечали на вопрос о контроле до написания
эссе, они «вспомнили», что и тогда придерживались точно такого же мнения, как и сейчас, и не
согласились с тем, что эксперимент повлиял на них. Когда же оказалось, что и студенты Университета
Кларка точно так же отказываются от своих прежних установок, исследователи Д. Р. Уиксон и Джеймс
Лэрд были потрясены «скоростью, размахом и решительностью», с которыми студенты пересматривают
собственное прошлое (Wixon & Laird, 1976).
<Человек никогда не должен стыдиться признаваться в своих ошибках, ибо, признаваясь в них,
он признается в том, что сегодня он мудрее, чем был вчера. Джонатан Свифт, Мысли о разном, 1711>
В 1973 г. исследователи из Мичиганского университета проинтервьюировали старшеклассников
средних школ (национальная выборка), а затем повторно опросили их в 1982 г. (Markus, 1986).
Оказалось, что отношение респондентов к таким проблемам, как помощь меньшинствам, легализация
марихуаны и равноправие женщин, спустя 9 лет (в 1982 г.) отличалось от их отношения к ним в 1973 г.
значительно больше, чем казалось им самим, когда они вспоминали свои первые ответы. Жорж Вайан,
наблюдавший за несколькими взрослыми в течение определенного периода, написал: «Ничего
удивительного: гусеницы превращаются в бабочек и потом убеждают всех, что они и в юности были
маленькими бабочками. Все мы с возрастом становимся лжецами» (Vaillant, 1977, р. 197).
Действительно, конструирование позитивных воспоминаний делает наши размышления более
радостными. Теренс Митчелл, Лей Томпсон и их коллеги пишут о том, что люди нередко видят
прошлое в розовом свете:
радостные события кажутся им сегодня более радостными, чем казались в
свое время (Mitchell & Leigh Thompson, 1994, 1997). Студенты колледжа, совершившие трехнедельное
путешествие на велосипедах; пожилые люди, путешествующие в сопровождении гида по Австрии, и
студенты-выпускники на каникулах все были довольны тем, как проводили время. Но впоследствии,
вспоминая об этих событиях, они говорили о них как о еще более радостных: они практически не
упоминали о том, что им не нравилось или раздражало, и подчеркивали только самое хорошее. То
непродолжительное и приятное время, которое я прожил в Шотландии, сейчас, когда я вернулся в свой
офис и снова разрываюсь между разными делами, кажется мне настоящим блаженством. Любой
позитивный опыт это сочетание удовольствий, связанных с ожиданием события, с самим событием и
|