казаться таковой (Koehler, 1991). А это значит, что второй способ снижения уровня самонадеянности
заключается в следующем: заставить людей подумать хотя бы об одном убедительном аргументе в
пользу того, почему их суждения могут быть ложными,
т. е. вынудить их принять в расчет и ту
информацию, которая опровергает их суждения (Koriat et al., 1980). Менеджеры могли бы
стимулировать более реалистичные суждения, если бы настаивали на том, чтобы во всех предложениях
и рекомендациях были указаны причины, по которым они могут не сработать.
Тем не менее мы должны проявлять осторожность, чтобы не подорвать веру людей в
собственные силы настолько, что они начнут уделять слишком много времени самоанализу или
позволят сомнениям парализовать их решимость. В те моменты, когда нужна мудрость, те, кому не
хватает уверенности в себе, могут промолчать или воздержаться от принятия серьезных решений.
Чрезмерная самоуверенность может дорого стоить нам, но обоснованная уверенность в себе адаптивна.
Эвристика
Имея слишком мало драгоценного времени для обработки огромного количества информации,
наша когнитивная система вырабатывает психические средства, позволяющие сэкономить затраты
времени и сил. Легкость, с которой мы формируем впечатления, выносим суждения и находим
объяснения, поразительна. Мы делаем это с помощью эвристики простых и эффективных стратегий
мышления. Во многих ситуациях наши молниеносные обобщения «Это опасно!» адаптивны.
Быстрота действия этих имплицитных правил благоприятствует нашему выживанию. Биологическое
предназначение мышления не столько в том, чтобы мы не заблуждались, сколько в том, чтобы мы
выжили.
Эвристика репрезентативности
Группа психологов, проинтервьюировав выборку, в состав которой входили 30 инженеров и 70
юристов, изложила свои впечатления в форме коротких описаний. Вот одно из них, взятое наугад.
«Фрэнк дважды разведен. Он проводит большую часть свободного времени в загородном клубе.
Основная тема его разговоров с посетителями клубного бара сожаления по поводу того, что он
пошел по стопам своего уважаемого папаши. Было бы гораздо лучше, если бы вместо того, чтобы
грызть гранит науки, он научился быть более покладистым и терпимым по отношению к другим людям.
Вопрос. Какова вероятность того, что Фрэнк юрист, а не инженер?»
Когда студентов Университета штата Орегон попросили ответить на вопрос «Кто Фрэнк по
специальности», более 80% опрошенных сказали, что он юрист (Fischhoff & Bar-Hillet, 1984). Вполне
объяснимый результат. Но как вы думаете, изменились ли их выводы после того, как было сказано, что
в опрошенной выборке не 30, а 70% инженеров? Ничуть. Студенты совершенно не принимали во
внимание соотношение инженеров и юристов в выборке; по описанию Фрэнк больше соответствовал
тому представлению о юристах, которое у них сложилось, чем представлению об инженерах, и
остальное, судя по всему, не имело для них никакого значения.
Судить о чем-либо, интуитивно сравнивая это со своим мысленным представлением
(репрезентацией) о категории, к которой это «что-то» относится, значит использовать эвристику
репрезентативности. Как большинство эвристик, эвристика репрезентативности (типичности) обычно
позволяет правильно ориентироваться в реальности. Но не всегда. Рассмотрим такой пример. Линде 31
год, она не замужем, чистосердечна и очень хороша собой. Она закончила колледж, и ее специальность
философия. Учась в колледже, она серьезно заинтересовалась проблемой дискриминации и прочими
социальными проблемами, а также участвовала в демонстрациях против ядерного оружия. Исходя из
такого описания, что бы вы сказали? Что Линда кассир в банке или что она кассир в банке и
участница феминистского движения? Большинство считают, что более вероятно второе; отчасти это
связано с тем, что Линда лучше соответствует их представлениям о феминистках. Скажите, разве
вероятность того, что Линда и кассир в банке, и феминистка, больше, нежели вероятность того, что она
просто кассир в банке (не имеет значения, феминистка или нет)? Как напоминают нам Эймос Тверски и
Дэниел Канеман, вероятность сочетания двух событий не может быть больше вероятности каждого из
этих событий в отдельности (Tverski & Kahneman, 1983).
Доступность эвристики
|