творческого вдохновения до мистического экстаза.
Мозговая деятельность, лежащая в основе этих разнообразных состояний, отображается в ЭЭГ
вариациями частоты и амплитуды мозговых волн. По мере того как нарастает релаксация от
уменьшения тонуса до глубокой медитации (или йоги самадхи), мы наблюдаем, как после бета-волн
(26-13 Гц) появляются альфа-волны (12-8 Гц), а затем тета-волны (7-4 Гц).
И наоборот, по мере активации мозга перехода от релаксации до кататонии деятельность
нервных клеток десинхронизируется, что проявляется в постепенном уменьшении амплитуды волн от
35 до 7 (по шкале Голдстейна).
Континуум восприятиемедитация
Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности, которая
постепенно переходит от альфа-ритма к дельта- и тета-ритму.
Медитация зен характеризуется альфа-волнами вплоть до их наименьших частот, где они
переходят в бета-волны. Это генерирование альфа-волн может быть прервано внешним раздражителем,
например резким звуком (Kasamatsu, Hirai, 1966), и это показывает, что степень расслабления не очень
велика. У индийских мастеров йоги, напротив, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни
прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа- или тета-ритма (Anand et
al., 1961).
Это различие, по-видимому, связано с тем, что зазен в основном направлен на отключение
сознания с тем, чтобы оставаться на «плавающем» подкорковом уровне, где ничто больше не
воспринимается и не оценивается как то, что оно есть в действительности. В случае же йоги самадхи
должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней «пустота, в
которой уже нет ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни предметов, ... где нет ни знаний, ни
незнания, ни расслабленности, ни смерти. Есть просто сво¸» (Cowell et al., 1969).
Континуум восприятиегаллюцинация
Эстетическая чувственность, пробужденная пейзажем, музыкой, цветом или даже
математическим уравнением, соответствует усилению активации мозга. Удивленное восхищение
поднимает человека над уровнем повседневной рутины, а некоторых людей подводит к порогу
творческого вдохновения.
Мэрилин Фергюсон (Ferguson, 1974) напоминает, что у творческих натур «сознание почти всегда
находится в измененном состоянии» и что «их обыденное сознание во время бодрствования
представляет собой как бы открытый порт, в котором в любую минуту идет выгрузка богатств,
доставляемых из подсознания».
Большинство людей не переходят этой границы. Однако у некоторых,
когда активация мозга
возрастает вплоть до разрыва с реальностью, вызывая постоянное напряжение, наступает приближение
к области тревоги и страха.
Ван Гог, Шуман и многие другие, должно быть, скользили от одного полюса этого континуума к
другому, доходя порой до разрыва с внешним миром в периоды острых приступов шизофрении. На
этом уровне умственного перевозбуждения субъект чувствует себя переполненным энергией, он как
будто наэлектризован, даже сон у него беспокойный; однако в начальной фазе у него возникает
ощущение, что он оживляется, впервые чувствует, что его жизнь имеет смысл.
Для кататонии
одной из форм шизофрении характерно то, что субъект может часами
оставаться абсолютно неподвижным, и это драматическим образом контрастирует с бурной работой его
ума, над которым он, видимо, старается таким способом сохранить контроль.
У многих больных подобного рода, у которых эти состояния медитации, часто усиливаемые
неудачной химиотерапией, не становятся хроническими, они могут играть важную роль в познавании
самого себя и в реорганизации личности. Мы вернемся к этому в главе 12.
При мистическом экстазе наступает такое состояние, при котором все сознание обращено
внутрь, неподвижно и находится вне времени, направляемое просьбой или молитвой к одному центру, к
внутреннему свету, к озарению. Это состояние «абсолютной уверенности», отвергающей всякую
проверку, подобное тому, которое смогли испытать Тереза д'Авила, Паскаль или Рамакришна.
На этой стадии потребность в «уравновешивании» может заставить человека перейти от экстаза
к состоянию глубокой медитации или наоборот. А из своего «путешествия» он может вернуться и тем и
|