Рис. 4.10. Эта испытуемая, загипнотизированная доктором Хилгардом, погружает левую руку в
ледяную воду и не испытывает никаких острых ощущений. Однако если ее просят написать правой
рукой, что на самом деле испытывает ее организм, «скрытый наблюдатель» ее психики пользуется этим
способом, чтобы сообщить о действительном ощущении.
Хилгард (Hilgard, 1977), чтобы объяснить такого рода явления, выдвинул гипотезу о
существовании внутреннего «скрытого наблюдателя», который, видимо не сознавая этого, находится в
курсе того, что «переживает» другая часть личности. Он высказал мысль, что сознание не является чем-
то неделимым и что между различными его элементами, определяющими поведение, гипноз в
зависимости от обстоятельств может вводить «барьеры» разной степени эффективности. Здесь следует
напомнить и о гипотезе, выдвинутой Фишером (см. документ 4.9), который рассматривает психическую
жизнь как ряд слоев, соответствующих различным уровням бодрствования, по которым одни из нас
могут путешествовать легче, чем другие. По мнению Фишера, это способна делать одна треть всех
людей, но только третья часть этой трети обладает «гипнотической восприимчивостью». Может быть,
эти люди просто имели возможность лучше развить способности, заложенные в каждом из нас. Это
позволяет им жить одновременно на разных уровнях, когда они оказываются под контролем внешней
действующей силы.
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
Вот уже около 20 лет проявляется особый интерес к тому, что человек испытывает в последние
минуты жизни. Элизабет Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) психиатр из Чикагского университета
внесла большой вклад в понимание того, что происходит во время этого важнейшего для каждого из нас
этапа. В частности, она показала, как умирающий проходит различные стадии, которые постепенно
ведут его от отказа к принятию последнего опыта. Мы вернемся к этому в главе 10.
Муди (Moody, 1976)
коллега Кюблер-Росс, тоже врач заинтересовался, в частности, тем,
что рассказывают больные, которые были с помощью реанимации возвращены к жизни после периода
клинической смерти. Согласно его данным, многие говорили о пребывании, как им казалось, вне
собственного тела.
Они говорили, что, услышав фатальный приговор доктора, они возносились над
своей телесной оболочкой и могли наблюдать за ней из одного из углов под потолком комнаты. Они
сообщали о словах, сказанных их близкими, находившимися там же, и об их жестах. Некоторые
говорили о каком-то длинном туннеле, в который их как бы всосало, а пройдя через него, они
оказывались в чудной местности с удивительно яркими красками. Многие говорили, что встречали там
умерших друзей или лиц, которые при жизни имели для них большое значение. За это время перед ними
проходили образы самых значительных событий их жизни. У некоторых даже возникало ощущение, что
они приближаются к ослепительному свету, и вдруг... старания медицинского персонала насильственно
возвращали их к реальности.
Многим эти переживания казались настолько необыкновенными, что они в первые минуты
сожалели о том, что их вырвали из этого «путешествия». Но большинство признавало, что, пережив это,
они начинали еще больше ценить жизнь, но чувствовали себя готовыми к новому отъезду в
«зазеркалье».
Когда вышла книга Муди, она нашла большой отклик у публики, но научные круги приняли ее
|