Второй принцип это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг
всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому,
когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг
будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 5.3, А вы
видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение
известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально
восстанавливает недостающее.
Рис. 5.3. Некоторые принципы, лежащие в основе организации восприятия. А.
Мозг распознает
лицо по нескольким штрихам. Б.
Здесь воспринимаются три группы квадратиков, а не одна группа из
девяти квадратиков. В.
Знаки группируются в столбики. Г.
Слева мы видим вертикальный
прямоугольник, «пересеченный» горизонтальным прямоугольником, а не прямоугольник, ромб и
параллелограмм, как справа. Д.
Какой из двух домиков легче воспринимается мозгом как фигура
«хорошей» формы?
Объединение (группировка)
элементов это еще один аспект организации восприятия.
Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство,
непрерывность (воображаемая) или симметрия.
По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму.
На рис. 5.3, Б легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с
другом.
Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Например, цифры
и буквы на рис. 5.3, В предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается
|