кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который и приведет к восприятию
в собственном смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих тысяч
нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы
придать ему смысл.
Прежде всего внимание коры мозга к стимулу повлечет теперь за собой серию движений глаз,
головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией, идущей от
сенсорного органа первоисточника данного сигнала, а также, возможно, подключить другие органы
чувств.
По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий,
сохранившимися в памяти.
Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, восприятие
приводит к узнаванию.
В противном случае оно выражается в осознании какого-то нового аспекта
реальности, фиксации его в памяти и создании новых следов, которые в свою очередь будут укреплены
другими актами узнавания.
Таким образом, мозг с начала и до конца жизни создает себе образ реальности, из которого
исключены элементы, не связанные с интересами и нуждами индивидуума. Французский философ
Бергсон (Bergson, 1907) сравнивал наш мозг с фильтром, который устроен так, что организм проявляет
избирательное внимание и пропускает на уровень сознания только ту информацию, которая необходима
для его выживания.
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
На рисунке Боринга (Boring, 1948, рис. 5.17) одни видят профиль молодой женщины, а другие
профиль старой ведьмы с крючковатым носом. А каково ваше мнение? Кто ошибается? Конечно же
никто: все зависит от того, как мозг организует разные элементы рисунка. У каждого из смотрящих
появляется какая-то гипотеза,
и мозг пытается подтвердить эту гипотезу, используя различные
признаки или одни и те же признаки, но по-разному. Мозг распознает маленький нос или же бородавку,
ухо или глаз, маленький подбородок или большой нос, колье или беззубый рот... И когда все
согласующиеся между собой детали будут собраны воедино и эта совокупность штрихов свяжется с
чем-то знакомым, только тогда увидится смысл рисунка. Впрочем, если предварительно показать
испытуемым профиль молодой женщины, то все они увидят на двусмысленном рисунке именно ее, а
если показать изображение старой дамы, то у большинства испытуемых рисунок сложится в профиль
мегеры.
Рис. 5.17. Кого вы видите на верхнем рисунке старую ведьму или молодую модницу?
Посмотрите на два нижних рисунка, и после этого вы будете видеть ту и другую поочередно.
Бэгби (Bagby, 1957) продемонстрировал значение прошлого опыта для восприятия в
экспериментах с детьми из Мексики и из США. Он предварительно подобрал пары картинок, каждая из
которых включала одну сцену из мексиканской жизни и одну из североамериканской. Затем он
показывал их детям с помощью стереоскопа, который позволяет проецировать в течение короткого
|