лежащую на постели.
Испытуемых подвергали психологическим тестам до, во время и после их пребывания в
изолированной камере. Почти все показали посредственные результаты во время эксперимента. Многие
стали неспособны решить простые задачи на умозаключение или проделать легкие математические
расчеты, а у многих наблюдались расстройства памяти. Однако через некоторое время после выхода из
камеры испытуемые вновь обретали свои обычные умственные способности.
У исследователей, проводивших этот опыт, не оставалось никакого сомнения, что отсутствие
стимуляции приводит к кратковременному полному разрегулированию организма, лишает его всякой
возможности самоконтроля и контроля над окружающим миром.
Лилли (Lilly) нейрофизиолог, ставший известным в результате своих исследований в области
языка дельфинов, еще с 1953 года пытался проверить на себе самом, какой опыт организм,
погруженный в водную среду, может приобрести в условиях полного отсутствия взаимодействия с
привычным ему окружением. Так, Лилли провел несколько часов, изолировавшись в кессоне, обычно
предназначавшемся для проверки снаряжения водолазов. Это большой резервуар, наполненный водой с
высокой концентрацией соли; температура воды близка к температуре человеческого тела. Попав в
«кессон» (рис. 5.25), организм оказывается полностью изолированным от внешнего мира. Испытуемый
находится в полной темноте, ничего не слышит и, самое главное, находится почти в состоянии
невесомости в жидкости, которую его кожа не может чувствовать, так как температура тела и жидкости
почти одинакова (Gerome, 1985). Лилли отметил, что в начале эксперимента происходит подъем
внутреннего напряжения, которое становится почти невыносимым и вызывает сильное желание выйти
из камеры. Но, когда человек решает все же остаться, у него начинает появляться новое состояние
сознания. Внимание испытуемого мало-помалу фиксируется на ощущении легкости, которое вскоре
заполнит все его существо. Мысли, сосредоточенные раньше на повседневных заботах, постепенно
будут уступать место мечтаниям и фантазиям очень личного характера, эмоциональный заряд которых
вскоре доходит до предела. В этот период испытуемый достигает высшей фазы необычных
переживаний, когда он будто бы смотрит внутрь самого себя и проецирует наружу свое собственное
содержание. Тогда наступает разрыв с пространством и со временем и наводятся мосты между
отдаленными местами или между разными периодами. «Дух» перемещается с феноменальной
скоростью и оказывается в других местах, с известными или неизвестными испытуемому людьми, где
он живет и переживает вместе с ними эпизоды, которые происходят, как кажется, в эти моменты, или
же начинает «парить» над городом. Он ощущает себя так, будто может все видеть, все слышать, все
чувствовать, будто он начало чистого сознания.
Рис. 5.25. Камера для сенсорной изоляции. Человек погружен в насыщенный солевой раствор,
температура которого близка к температуре тела. Вокруг полная темнота, а звуконепроницаемые стенки
изолируют от внешних шумов. Все это создает благоприятные условия для расслабления, а иногда и для
погружения во внутренний мир.
В тот период Лилли ничего не стал публиковать, так как понимал, что официальная наука не
сможет принять «бредни» такого масштаба от одного из своих представителей. Однако с тех пор Лилли
поделился своим опытом с другими исследователями внутреннего мира, в частности с такими
известными, как Бейтсон, Иодоровский и Гроф. Около 80 сообщений о переживаниях, которые он
услышал непосредственно из их уст, подвели его к тому, чтобы в своем труде «Глубокое Сво¸»,
опубликованном в 1977 году, построить карту внутреннего пространства, структура которой близка к
структуре, установленной Фишером и представленной в документе 4.2.
С тех пор были изучены многие особенности «кессона» (прежде всего, в Стэнфордском
институте) с целью понять, каким образом может возникать эта внутренняя реальность.
По-видимому, первостепенную роль здесь играет отсутствие эффекта гравитации, потому что
|