приобретают, тесно связана с уровнем активации, на котором мы находимся, и с тем, как мы
воспринимаем ситуацию в целом.
Эмоции и уровень бодрствования
Интенсивность наших эмоций зависит от уровня бодрствования. Действительно, нам гораздо
труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня.
Зиллмен и его коллеги (Zillman et al., 1972) тем не менее показали, что если уровень активации
слишком высок, то ее остаток переносится на последующую эмоцию, которая в результате усиливается.
Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили
трудную работу, проявили большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или
же смотрели фильм не сразу после нагрузки, а по прошествии длительного перерыва (Cantor et al.,
1975).
Точно так же было показано, что мужчины проявляли гораздо больший «интерес» к
интервьюеру-женщине, особенно если она их расспрашивала в опасном месте, например на очень
высоком подвесном мосту, чем тогда, когда это происходило в обычных условиях или же условия
оставались опасными, но интервьюером был мужчина (Dutton, Aron, 1974).
Эмоции и восприятие
По мнению Шахтера и Сингера (Schachter, Singer, 1971), характер возникающей эмоции в
значительной мере зависит как от физиологической активации, так и от того, что мы воспринимаем из
окружающего мира. Например, люди, активированные в результате инъекции адреналина, о
возбуждающем действии которого они не подозревают, дают различную реакцию в зависимости от
того, в какой обстановке они находятся
в веселой или в напряженной. В первом случае они
чувствуют себя раскованными и счастливыми, а во втором их охватывает чувство гнева. По мнению
Шахтера, совершенно очевидно, что для возникновения эмоции необходима физиологическая
активация, но только восприятие ситуации определяет направленность эмоции.
Валинс (Valins, 1966), однако, частично оспаривал это утверждение; по его мнению, достаточно
верить,
что произошла активация, чтобы испытать эмоцию, направление которой будет зависеть от
обстановки. Например, испытуемые, которым во время просмотра фотографий обнаженных женщин
давали слушать биение сердца, быстрое или медленное, чаще отдавали предпочтение тем фотографиям,
которые соответствовали учащенному ритму, если они были убеждены, что это удары их собственного
сердца.
Эмоции, эволюция и интеллект
Итак, эмоции имеют важнейшее значение для живых существ, так как служат средством
мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные или неожиданные ситуации.
Легко заметить, что чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше
стереотипные эмоциональные реакции, свойственные низшим животным, уступают место сложным и
разнообразным формам поведения. Так, у приматов, и особенно у людей, эмоциональные проявления
приобретают бесчисленное множество оттенков; при этом разнообразие их увеличивается с возрастом и
с обогащением жизненного опыта (Hebb, 1974).
Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития. В самом деле,
очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия
между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную
реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития и позволяющий влиять на
проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие способны при любых
обстоятельствах сохранять невозмутимое спокойствие. Чаще всего их поведение связано с социальным
контекстом, в котором возникает данная ситуация. Человек может вести себя чрезвычайно деликатно в
одной обстановке и, напротив, постоянно «срываться» в другой. Ситуация как будто такая же, но
восприятие общего контекста делает ее совсем иной. Жена служащего, который вынужден весь день
улыбаться, или дети учительницы, всегда сдержанной и спокойной в классе, увы, знают это на
собственном опыте.
|