биологическая особенность, то весьма велика вероятность, что в будущем успех отдельных групп и
обществ будет зависеть от качеств их вождя и от его доброй воли. И наоборот, если изучение среды, в
которой растут дети, покажет, что именно она лежит в основе будущих взаимоотношений индивидуума
с окружающими, то очень важно будет обеспечивать самые благоприятные условия для развития таких
взаимоотношений, которые позволили бы создать более справедливое общество, где царили бы
равноправие и братство.
Наконец, если человек это существо, находящееся во власти инстинктов и врожденных
наклонностей, которые оно не в силах преодолевать, то можно ожидать, что число изнасилований,
преступлений на почве ревности или нарушений закона о порнографии удастся уменьшить лишь с
помощью репрессивных мер вплоть до тюрьмы и смертной казни. Если же удастся доказать, что
воспитание чувств, начатое с детства и позволяющее индивидууму глубоко познать самого себя, дает
ему возможность понять причины, побуждающие его к действиям, и сохранять власть над собой, то нет
никаких оснований для пессимизма в отношении возможности предупреждать такого рода
правонарушения.
Как мы увидим в следующей главе, разные школы, существующие ныне в психологии, дают на
этот основной вопрос о соотношении биологического и социального в человеке порой весьма
противоречивые ответы. Несомненно, потребуется еще немало исследований, чтобы окончательно
оценить аргументы, выдвигаемые каждой из этих школ. К ним мы вернемся позднее.
А сейчас мы прежде всего попытаемся обрисовать эволюционные предпосылки формирования
человеческой природы и посмотрим, чем наш вид отличается от других животных.
Эволюционная теория
Можно ли сказать, что человек в основе своей отличен от всех других представителей животного
мира? Что он изначально предназначен быть полновластным повелителем, стоящим над всеми
остальными видами? Долгое время люди придерживались именно такого мнения, а многие убеждены в
этом и до сих пор.
Согласно традиционной точке зрения, весь живой мир с его растениями, животными и человеком
был создан сразу и в окончательном виде. В Библии утверждается, что это было сделано за шесть дней,
а один ирландский богослов в XVII веке даже «вычислил» точную дату 4004 год до рождения
Христа. Креационистская теория господствовала до середины XIX века, и даже в наши дни ее все еще
придерживаются различные религиозные секты и даже некоторые политические деятели в США и
других странах (см. Reeves, 1986).
Этой концепции происхождения всего живого была противопоставлена теория, выдвинутая в
1859 году английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвином (рис. 1.2). Согласно его гипотезе, все
существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и представляют собой
результат эволюции, продолжающейся миллиарды лет. Что касается человека с его физическими и
поведенческими признаками, то и он в конечном счете всего лишь один из результатов этой
эволюции (рис. 1.3).
Рис. 1.2. Чарлз Дарвин английский натуралист и биолог (1809-1882). Теория эволюции,
разработанная в его труде «О происхождении видов» (1859), разожгла страсти, особенно среди тех, кто
отказывался признать происхождение человека от животных.
|