чтобы не выдать себя, окажется жертвой внутреннего волнения, которое легко улавливается
полиграфом.
Однако этот метод, по всей вероятности, не безошибочен, хотя его защитники и утверждают, что
он верен на 90%. Очевидно, что субъект, который находится в состоянии напряжения или просто не
знает, что его ждет, может создать впечатление, что он лжет, если будет настороженно реагировать на
некоторые вопросы, смысл которых ему совсем непонятен. И напротив, умелый лжец бывает способен
контролировать свои эмоции независимо от того, какой бы трудной ни была обстановка.
К тому же было показано, что испытуемому достаточно напрячь определенные мышцы или
напряженно думать о чем-то во время установления исходных уровней, чтобы осложнить и запутать
интерпретацию последующих записей. Таким образом испытуемым удавалось в 4-10 раз снизить
возможность выявления эмоций, реально обусловленных ложью. Именно по этим причинам данные,
полученные с помощью полиграфа («детектора лжи»), доказательствами не признаются.
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у
него более вероятна отрицательная эмоция. Иногда полученная информация сама несет эмоциональный
заряд, так как вызывает болезненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может
еще больше усилить эмоцию, возникающую от новой ситуации, с которой человек сталкивается.
Это было показано в эксперименте Спайсмана и его коллег (Speisman, 1964). Эксперимент
заключался в следующем: четырем группам испытуемых показывали фильм о том, как в каком-то
австралийском племени осуществляют надрезание подростков во время церемонии посвящения.
Операция состоит в том, что острым камнем надрезают нижнюю поверхность пениса по всей его длине,
а подростка в это время крепко держат четыре взрослых человека.
Все четыре показа этого фильма производились по-разному: первая группа смотрела
документальную картину без звукового сопровождения; вторая группа прослушивала комментарий,
произносимый патетическим тоном, где подчеркивалась жестокость и травматичность подобной
практики; третьей группе предлагали комментарий, в котором, напротив, делался упор на обычность
сцены и незначительность причиняемой травмы; демонстрация фильма для четвертой группы
сопровождалась нейтральным комментарием, где как можно более объективно описывались детали
различных фаз данной практики.
Сделав анализ записей сердечного ритма и психо-гальванической реакции испытуемых,
исследователи отметили, что наименьшая эмоциональная реакция наблюдалась в двух последних
группах. Напротив, относительно сильной была эмоциональная реакция в группе, получившей только
зрительную информацию, а самой сильной у испытуемых, прослушавших эмоционально заряженный
комментарий (рис. 6.20).
|