Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 574 
Next page End  

чтобы не выдать себя, окажется жертвой внутреннего волнения, которое легко улавливается
полиграфом.
Однако этот метод, по всей вероятности, не безошибочен, хотя его защитники и утверждают, что
он верен на 90%. Очевидно, что субъект, который находится в состоянии напряжения или просто не
знает, что его ждет, может создать впечатление, что он лжет, если будет настороженно реагировать на
некоторые вопросы, смысл которых ему совсем непонятен. И напротив, умелый лжец бывает способен
контролировать свои эмоции независимо от того, какой бы трудной ни была обстановка.
К тому же было показано, что испытуемому достаточно напрячь определенные мышцы или
напряженно думать о чем-то во время установления исходных уровней, чтобы осложнить и запутать
интерпретацию последующих записей. Таким образом испытуемым удавалось в 4-10 раз снизить
возможность выявления эмоций, реально обусловленных ложью. Именно по этим причинам данные,
полученные с помощью полиграфа («детектора лжи»), доказательствами не признаются.
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у
него более вероятна отрицательная эмоция. Иногда полученная информация сама несет эмоциональный
заряд, так как вызывает болезненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может
еще больше усилить эмоцию, возникающую от новой ситуации, с которой человек сталкивается.
Это было показано в эксперименте Спайсмана и его коллег (Speisman, 1964). Эксперимент
заключался в следующем: четырем группам испытуемых показывали фильм о том, как в каком-то
австралийском племени осуществляют надрезание подростков во время церемонии посвящения.
Операция состоит в том, что острым камнем надрезают нижнюю поверхность пениса по всей его длине,
а подростка в это время крепко держат четыре взрослых человека.
Все четыре показа этого фильма производились по-разному: первая группа смотрела
документальную картину без звукового сопровождения; вторая группа прослушивала комментарий,
произносимый патетическим тоном, где подчеркивалась жестокость и травматичность подобной
практики; третьей группе предлагали комментарий, в котором, напротив, делался упор на обычность
сцены и незначительность причиняемой травмы; демонстрация фильма для четвертой группы
сопровождалась нейтральным комментарием, где как можно более объективно описывались детали
различных фаз данной практики.
Сделав анализ записей сердечного ритма и психо-гальванической реакции испытуемых,
исследователи отметили, что наименьшая эмоциональная реакция наблюдалась в двух последних
группах. Напротив, относительно сильной была эмоциональная реакция в группе, получившей только
зрительную информацию, а самой сильной — у испытуемых, прослушавших эмоционально заряженный
комментарий (рис. 6.20).
Hosted by uCoz