расстройствами.
Однако позднее Вейс (Weiss, 1972) получил иные результаты, хотя опыт проводился на крысах,
помещенных примерно в те же условия, что и обезьяны. Различие было в одном: «активной» крысе
подавался предупредительный сигнал, указывавший на то, что пора приводить в движение колесо, если
она хочет избежать электрического удара. Вейс установил, что у «пассивных» крыс язва развивалась
относительно чаще, чем у «активных».
Эти противоречивые результаты на первый взгляд могут показаться удивительными. Однако их
можно объяснить, сравнив условия для «активной» обезьяны, которая не обладала никакой
информацией об эффективности производимых ею действий (в эксперименте Брейди), с условиями для
«активной» крысы, которая имела всю полезную информацию, позволявшую избегать ударов (в
эксперименте Вейса). В опытах Вейса у «пассивной» крысы меньше информации, чем у «активной». А в
опытах Брейди обратное соотношение, и поэтому «активная» обезьяна испытывает большее
напряжение, чем «пассивная».
Здесь опять речь идет о применении принципа, связанного с количеством имеющейся
информации, который управляет возникновением эмоций и о котором говорилось ранее. Точно так же
школьные экзамены были бы менее вредны для психики и более результативны, если бы испытуемого
сразу информировали о качестве своих ответов и ему не приходилось проводить долгое время в
ожидании, пока экзаменатор сообщит результаты. Программированное обучение, разработанное, в
частности, Скиннером, или обучение с помощью компьютера именно этим выгодно отличается от
обычного. Подробнее об этом речь пойдет позже.
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
В жизни каждая ситуация по-своему воздействует на наш организм и может, в частности,
вызывать разного рода стрессорные реакции.
Человек в основном существо социальное. И очевидно, что аффективные связи, возникающие на
протяжении всей его жизни, иногда имеют для него решающее значение. Поэтому любое создание
прочных отношений и особенно любой их разрыв (будь то на уровне двух людей, семьи или группы) у
многих могут приводить к эмоциональным расстройствам, иногда с драматическими последствиями.
Профессиональная или ученическая жизнь молодежи также, хотя и в меньшей степени, бывает
источником стрессов. Все мы рано или поздно сами проходим через это. Наше личное поведение и
изменения в нашем понимании жизни тоже часто вызывают напряженность, которая дорого обходится
организму. И наконец, проведение досуга, равно как хлопоты повседневной жизни или периоды
нездоровья (если оно не вызвано самим стрессом) требуют иногда, чтобы организм черпал силы для их
преодоления из своих резервов. Однако не следует забывать, что каждый из нас дает свою
специфическую реакцию на стресс и что некоторые люди, видимо, больше других предрасположены в
физиологическом плане к стрессовой реакции на трудности жизни.
Маркс и его коллеги (Marx et al., 1975) несколько переработали список стрессовых ситуаций,
составленный ранее Андерсоном (Anderson, 1972). В приводимой ниже таблице различные элементы
этого списка перегруппированы с учетом того, к какой из граней жизни, о которых мы только что
говорили, они относятся. Кроме того, мы их классифицируем по их относительному значению и
оцениваем в «единицах жизненных перемен».
Таблица 6.1. Причины стресса
События, пережитые в течение 12 последних месяцев
Оценка в
«единицах
жизненных
перемен»
Ваши очки
А. На уровне аффективных связей
1. Смерть супруга
87
2. Брак или принятие предложения
77
3. Смерть близкого родственника
77
4. Развод
76
5. Разделение имущества супругов
74
6. Беременность (как фактор стресса для одного или другого из супругов)
68
7. Смерть близкого друга или подруги
68
|