правдоподобно, что в основе человеческой агрессивности лежит врожденная предрасположенность, то
вполне вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют
на ее проявление.
Нейробиологическая теория.
Карли (Karli, 1982) предложил гипотезу, которая отвергает идею,
представленную в двух предшествующих группах теорий, идею о единой агрессивной мотивации, в
основе которой лежит один определенный комплекс физиологических механизмов.
Карли провел многочисленные наблюдения над крысами, убивающими мышей, и пришел к
выводу, что такое поведение, как и многие другие формы поведения, подвержено влиянию как внешней
обстановки, так и предшествующего опыта животного. Один лишь факт изменения окружающих
условий может на некоторое время снизить агрессивность у такой крысы. К тому же если двух крыс,
убивающих мышей, посадить в одну клетку, то только одна из них более сильная будет бросаться
на мышей, находящихся в той же клетке. С другой стороны, если крысята росли вместе с мышами, то во
взрослом состоянии агрессивность по отношению к мышам у них почти отсутствует. Напротив, если
крысята жили в условиях, где им приходилось конкурировать между собой за пищу, то из них
вырастало значительно больше крыс-убийц (хотя они не съедали убитых мышей).
Таким образом, по мнению Карли, любое агрессивное поведение зависит как от состояния
животного в данный момент, так и от прошлого опыта. Именно эти два фактора и придают сенсорной
информации ее «энергизирующие» и «направляющие» свойства.
Теория социального обучения.
По мнению таких теоретиков, как Бандура (Bandura, 1973),
большинство особенностей нашего поведения развивается в основном путем подражания моделям. Этот
автор полагает, что если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и
ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это
уменьшит проявления агрессивности у ребенка. Таким образом, по представлениям сторонников этой
теории агрессивность продукт самого обыкновенного обучения. Она развивается, поддерживается
или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для
агрессивного человека.
Какова же во всем этом роль телевидения?
Телевидение и жестокость
Вот уже около 20 лет, в основном в Северной Америке, не ослабевает интерес к роли
телепередач с демонстрацией актов насилия [*]. Фельзенталь (Felsenthal, 1976) попытался
сгруппировать данные различных исследователей, связав их с тремя гипотезами, которые в свою
очередь связаны с рассмотренными выше теориями.
[В 1969 г. таких передач было примерно 9 из 10; в 1981 г. меньше, но все еще 2 из 3.]
Гипотеза модели.
Она опирается на теорию социального обучения, о которой только что шла
речь и согласно которой жестокие герои фильмов (в том числе мультипликационных) служат моделями
для реальной жизни (McCarthy et al., 1975). Тогда для уменьшения жестокости важно было бы, по
мнению сторонников этой теории, сократить число сцен насилия и заменить их лучше сценами,
демонстрирующими сотрудничество между людьми.
Гипотеза катализатора.
Согласно этой гипотезе, жестокие сцены служат стимулом для
появления импульсов агрессивности у определенного рода лиц, у которых эти сцены как бы отключают
тормоза (по принципу катализатора, присутствие которого способно ускорять химическую реакцию).
Гипотеза катарсиса.
Эта гипотеза основана на результатах ряда исследований (Kaplan, Singer,
1976; Gorney et al., 1977), которые, напротив, указывают скорее на то, что демонстрация ребенку сцен
насилия вызывает у него уменьшение агрессивности: при виде таких сцен происходит ослабление
агрессивной напряженности своего рода катарсис. Если вначале они усиливали степень активации
организма (вызывали учащение ритма сердца и дыхания), то в конце концов чувствительность к сценам
жестокости уменьшается, что сопровождается понижением физиологических реакций, а также
безразличием к актам жестокости, на которые было бы естественно реагировать [*].
[Возможно, именно этим объясняется безразличие, обычно проявляемое свидетелями сцен
насилия на станциях метро крупных городов (см. гл. 11).]
Рис. 6.22. В какой мере сцены насилия, показываемые по телевидению, способствуют развитию
агрессивного поведения у ребенка?
|