воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим
себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого
крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все
труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры царапину на музыкальной пластинке,
вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты
вроде «так сказать», «значит» и т. п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова
повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать внимание студентов от содержания
лекции.
Импринтинг
У низших позвоночных животных к реактивным типам научения можно отнести также
импринтинг. Об этом явлении мы уже говорили в первой главе и поэтому здесь на нем останавливаться
не будем. Напомним только, что речь идет о наследственно запрограммированном и необратимом
формировании привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту, который
попадает в поле его зрения в первые часы жизни.
Условные рефлексы
Условные рефлексы возникают в результате формирования связи между специфическим
стимулом, вызывающим тот или иной врожденный рефлекс, и каким-либо индифферентным стимулом.
В результате индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать данный рефлекс.
У всех нас к моменту появления на свет уже имеется ряд врожденных рефлексов,
таких как
выделение слюны при попадании в рот пищи или моргание в ответ на громкий звук. К врожденным
рефлексам относятся также отдергивание руки при воздействии болевого раздражителя или коленный
рефлекс разгибание ноги при ударе по коленному сухожилию. Для проявления таких рефлексов не
нужно никакого предварительного опыта и никаких других условий, кроме специфического стимула.
Иными словами, это безусловные рефлексы они автоматически включаются в ответ на определенные
раздражители, тоже называемые безусловными. Например, когда раздается громкий звонок, мы можем
вздрогнуть, но слюноотделение у нас не начнется; электрический удар, полученный конечностью,
заставит нас отдернуть эту конечность, но не моргнуть; и т. д.
Бывает, однако, что одновременно со специфическим раздражителем, вызывающим какой-либо
безусловный рефлекс, действует другой раздражитель, не имеющий с ним ничего общего. Если такая
связь между двумя раздражителями достаточно ясна или часто повторяется, то индифферентный
раздражитель сам по себе начинает вызывать тот же рефлекс.
Это явление было открыто русским физиологом И. П. Павловым в 1903 году. В ходе своих
опытов Павлов обратил внимание на то, что звон миски, в которую накладывали пищу, вскоре начинал
сам по себе вызывать у собаки слюноотделение. Таким образом, индифферентный звуковой стимул,
если он просто сочетается во времени с безусловным пищевым раздражителем, может приобрести
способность вызывать тот же рефлекс. В связи с этим Павлов назвал такие раздражители условными, а
вызываемое ими рефлекторное слюноотделение условным рефлексом (рис. 7.1).
Рис. 7.1. И. П. Павлов и его сотрудники. На фотографии представлена также одна из знаменитых
собак, на которых Павлов с 1901 года изучал выработку классических условных рефлексов.
|