Рис. 7.2. Эдуард Торндайк, американский психолог (1874-1949). Он впервые стал изучать
решение животными задач в лабораторных условиях. Работы Торндайка привели его к теории научения
методом проб и ошибок и к закону эффекта, на котором основана эта теория.
Рис. 7.3. «Проблемная клетка», разработанная Торндайком в 1911 году. Кошка, помещенная в
такую клетку, должна была методом проб и ошибок научиться нажимать на деревянную педаль, что
благодаря системе блоков и веревок позволяло открывать дверцу.
Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что сначала их действия были чисто случайными,
но в конце концов кошка «нечаянно» задевала веревку или крючок, освобождалась и получала
вознаграждение. Однако по мере увеличения числа попыток действия животных все больше
сосредоточивались вокруг «ключевого» участка клетки, и число ошибок, а также и время, проведенное
в клетке, быстро сокращалось. Торндайк представил эти результаты в виде кривых (рис. 7.4) и вывел
закономерности, позволяющие объяснить эффективность такого метода «проб и ошибок». Согласно
важнейшей из этих закономерностей закону эффекта, в случае, если какое-то действие приводит
к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным
последствиям снижается (см. документ 7.2).
Рис. 7.4. Кривые научения методом проб и ошибок. Сходные кривые получал Торндайк по
данным своих опытов на кошках. Видно, что чем больше проб совершает животное, тем меньше
становится число ошибок.
|