Рис. 7.6. Крыса, помещенная в клетку Скиннера, должна при появлении определенного стимула
нажать на рычаг, за что получает пищевое вознаграждение.
По мнению Скиннера и других бихевиористов, именно так происходит выработка большинства
поведенческих реакций у человека. Действительно, можно привести множество примеров, как будто бы
частично подтверждающих это.
С позиций Скиннера можно объяснить очень быстрое обучение ребенка первым словам (не
распространяя, однако, эту концепцию на освоение языка в целом). Вначале, когда ребенок еще только
начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» уже вызывает восторг
окружающих, и особенно счастливой мамы, которой уже кажется, что дитя зовет именно ее. Однако
вскоре энтузиазм родителей по поводу таких звуков остывает до тех пор, пока младенец ко всеобщей
радости не выговорит «мо ... мо». Потом и эти звуки перестают для новорожденного подкрепляться,
пока не появится сравнительно членораздельное «мо-мо». В свою очередь это слово по тем же
причинам вскоре сменится сочетанием «мома», и наконец ребенок отчетливо выговорит свое первое
слово «мама». Все же остальные звуки будут восприниматься окружающими лишь как «детский
лепет» в буквальном смысле слова, и они постепенно исчезнут из «лексикона» новорожденного.
Таким образом, в результате избирательного поощрения со стороны членов семьи младенец
отбрасывает те неправильные реакции, за которые он не получает социального подкрепления,
и
сохраняет лишь те, которые наиболее близки к ожидаемому результату.
Формирование реакции играет роль не только в воспитании ребенка, но также в отношениях
между супругами и в различных аспектах социальной жизни. Каждый раз, когда индивидуум или
социальный институт хочет добиться той или иной поведенческой реакции от партнера или от группы
населения, он вполне может запланировать и реализовать такие подкрепляющие факторы, которые
повышали бы вероятность желательного поведения. Однако ясно, что подобные методы часто
находятся на грани манипулирования личностью и не всегда практикуются исключительно для ее блага.
Кроме того, как мы уже знаем из главы 6, сторонники когнитивного подхода к мотивации
полагают, что внешняя мотивация, создаваемая подкреплением, чаще всего приводит к исчезновению
внутренней мотивации, присутствующей на первых этапах во многих видах поведения у человека (см.
документ 7.3).
Для того чтобы лучше разобраться в приведенных примерах, нам нужно теперь вернуться к
некоторым аспектам подкрепления.
Различные стороны процесса подкрепления
Подкрепление это такое воздействие, при котором появление или исчезновение какого-то
стимула в результате той или иной поведенческой реакции повышает вероятность повторения этой
реакции. Например, если голодное животное каждый раз будет находить в определенном углу
помещения пищу, то оно будет все чаще направляться в этот угол (хорошим примером могут служить
эксперименты Олдса, в которых были открыты центры удовольствия; см. документ 6.4). И напротив,
если после зажигания красной лампочки животное будет получать удар током, а избежать его можно
будет только перепрыгнув из одной половины клетки в другую, то вероятность такой реакции на
красную лампочку будет возрастать. В первом случае потребление пищи или удовольствие, получаемое
при электростимуляции мозга, играет роль положительного подкрепления.
Во втором случае речь идет
об отрицательном подкреплении [*] предотвращении электрического удара.
[Надо сказать, что этот термин несколько неудачен, так как всякое подкрепление по
определению должно способствовать выработке какой-то формы поведения, т. е. оказывать
положительное действие. Видимо, правильнее было бы в обоих случаях говорить о подкреплении, но не
о положительном и отрицательном, а о положительном и аверсивном (в зависимости от его значения
|