Skinner B. F., 1969. La revolution scientifique de l'enseignement, Bruxelles, Dessart et Mardaga.
Skinner B. F., 1973. Par-dela la liberte et la dignite, Bruxelles, Dessart.
Thorndike E. L., 1911. Animal intelligence, New York, Macmillan.
Tolman E. C. (1948). "Cognitive maps in cats and men", Psychological Review, n° 55, p. 189-208.
Watson J. B., Rayner R. (1920). "Conditioned emotional reactions", Journal of Experimental
Psychology, n° 3, p. 1-14.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Можно выделить три главные разновидности научения: выработку ..... поведения, выработку
..... поведения и ..... научение.
2. При выработке ..... форм поведения организм реагирует на внешние стимулы.
3. При выработке ..... форм поведения выбор той реакции, которая будет закрепляться, зависит от
того, будет ли она приводить к удовлетворению потребностей организма.
4. ..... виды научения требуют ..... ситуации с учетом ..... опыта и имеющихся ..... ; в результате
такой оценки принимается наиболее ..... решение.
5. ..... и ..... это примитивные формы научения, при которых организм относительно
однотипно реагирует на ..... стимулы.
6. В основе классического обусловливания лежат врожденные реакции, имеющиеся в
поведенческом ..... животного.
7. Врожденные рефлексы называют также ..... , так как для их проявления не нужны никакие
другие специфические ..... , кроме воздействия определенного ..... .
8. Условным называют раздражитель, который вначале был ..... , а затем постепенно стал
вызывать рефлекс в результате многократного ..... с безусловным стимулом.
9. Оперантные формы поведения это такие ..... , которые животное совершает над
окружающими объектами, чтобы получить желаемый ..... .
10. Научение методом ..... и ..... состоит в том, что поведение, приводящее к ..... результату,
закрепляется, а бесполезные формы поведения ..... .
11. ..... это любое событие или раздражитель, который ..... вероятность того, что данное
поведение будет повторяться.
12. ..... более сложных реакций осуществляется путем последовательных ..... .
13. Избегание ..... ситуации это отрицательное ..... , повышающее вероятность того, что
соответствующее поведение будет ..... .
14. Наказание приводит к ..... определенной формы поведения, так как это поведение каждый раз
влечет за собой ..... последствия.
15. Первичное подкрепление сводится к подкреплению ..... потребности.
16. ..... происходит в том случае, если перестает подаваться ..... раздражитель или подкрепление.
17. При ..... те поведенческие реакции, которые перестают сопровождаться ..... стимулом или
подкреплением, ..... , и сохраняются только реакции на подкрепляемые стимулы.
18. Генерализация это распространение ..... рефлекса на иные стимулы, сходные с
первоначальным, или на ситуации, сходные с той, в которой ранее давалось подкрепление.
19. ..... научение это научение путем наблюдения, при котором индивидуум воспроизводит
поведение ..... в зависимости от того, каковы для нее ..... этого поведения.
20. При ..... научении в мозгу формируются ..... карты, основанные в большей степени на
значении стимулов, чем на ..... между стимулом и реакцией.
21. При научении сложным ..... навыкам на когнитивной стадии вырабатываются когнитивные
..... .
22. Внутреннее упорядочивание элементов задачи, в результате которого приходит решение этой
задачи, называется ..... .
23. Решение задачи путем ..... обычно осуществляется в два этапа: на первом систематизируются
данные, имеющие отношение к задаче, а во втором выдвигаются и проверяются различные ..... .
24. В формировании понятий участвуют два процесса: ..... и ..... .
25. ..... это специфический для каждого данного вида процесс развития, при котором
|