Когнитивные, оценки, прошлого, возможностей, адекватное; 5 Привыкание, сенсибилизация,
повторяющиеся; 6 репертуаре; 7 безусловными, условия, стимула; 8 индифферентным,
сочетания; 9 действия, результат; 10 проб, ошибок, желаемому, отбрасываются; 11
Подкрепление, повышает; 12 Выработка, приближений; 13 неприятной, подкрепление,
воспроизводиться; 14 исчезновению, неприятные; 15 физиологической; 16 Угасание,
безусловный; 17 дифференцировке, безусловным стимулом, угасают; 18 условного; 19
Викарное, модели, последствия; 20 латентном, когнитивные, связи; 21 психомоторным, стратегии;
22 инсайтом; 23 рассуждения, гипотезы; 24 абстрагирование, обобщение; 25 созревание,
зрелости; 26 Критические, чувствителен; 27 способность, эффективность; 28 Перенос,
облегчать, затруднять; 29 положительный.
Верно или неверно?
1 В; 2 Н; 3 Н; 4 Н; 5 В; 6 Н; 7 В; 8 В; 9 Н; 10 Н; 11 В; 12 В; 13
Н; 14 Н; 15 Н; 16 В; 17 В; 18 Н; 19 Н; 20 В.
Выбрать правильный ответ
1 в; 2 а; 3 в; 4 г; 5 г; 6 б; 7 б; 8 б; 9 в; 10 а; 11 в; 12 б; 13 г;
14 г; 15 г; 16 а; 17 в; 18 г; 19 в; 20 г.
Глава 8. Память, мышление и общение
Память
Как отмечает Шапутье (Chapouthier, 1973), если «научение это процесс, позволяющий
накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность
информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль
фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для
организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее
обрабатывать и сохранять.
Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них
задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти
ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы
возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для
выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные
сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное
от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память это
способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Структура памяти
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по
тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают
непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Сенсорная память
Как следует из ее названия, сенсорная память это примитивный процесс, осуществляемый на
уровне рецепторов. Сперлинг (Sperling, 1960) показал, что следы в ней сохраняются лишь очень
короткое время порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли
ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не
происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми
|