Однако при всем этом сходстве есть и количественные различия. Некоторые люди
воспринимают не так быстро, запоминают хуже, с большим трудом организуют мышление или
обладают более бедным словарным запасом. Другие же, напротив, запоминают без каких-либо усилий,
легко приобретают множество понятий, быстро решают встающие перед ними проблемы и обладают
богатым и разнообразным языком. Кто-то может легко решать практические проблемы, но не способен
правильно сформулировать абстрактное суждение; напротив, у многих представителей
«интеллектуальной элиты» часто бывает наоборот. Порой за красивыми словами может скрываться
совершенно никчемная и неоформленная мысль, а многие творческие разработки, потребовавшие от их
авторов высокого уровня мышления, лишь с трудом описываются словами.
Все это зависит от уровня интеллекта человека, т. е. от его способности осуществлять ту или
другую (или каждую) из упоминавшихся функций, лежащих в основе адаптации к окружающему миру.
Кроме того, есть люди, которые всегда могут в чрезвычайно короткий срок найти «нужное»
решение проблемы. Другие же, напротив, дают чаще всего оригинальные решения, порой даже
противоположные тому, что ожидают окружающие, и в частности учителя в школе.
Как же в таком случае связаны интеллект и творчество? Исключают они друг друга или
дополняют? Врожденные ли это качества или они приобретаются в результате того опыта, который мы
накапливаем с раннего детства? На эти и многие другие вопросы, возникающие в связи с данной
проблемой, мы постараемся ответить в следующей главе.
Документ 8.1. Сенсорная память
Для того чтобы убедиться в существовании сенсорной зрительной памяти, Сперлинг (Sperling,
1960) разработал специальные карты, на которых были нанесены 12 символов (рис. 8.10). Когда эти
карты в течение очень короткого времени (порядка 1/20 секунды) с помощью тахистоскопа предъявляли
испытуемым, те в среднем не могли вспомнить больше четырех элементов.
Рис. 8.10. Карты, использованные Сперлингом для выявления сенсорной памяти.
Затем Сперлинг предупредил испытуемых, что непосредственно после предъявления карты им
будет подаваться звуковой сигнал, причем для разных строк этой карты сигнал будет различным.
Например, если после исчезновения картинки подается сигнал, соответствующий второй строке, то
испытуемый должен перечислить символы именно этой строки. Оказалось, что в этом случае
испытуемые могли вспомнить все четыре (или по меньшей мере три) символа соответствующей строки.
Поскольку в этих экспериментах испытуемые не могли заранее знать, какая строка им будет
«заказана» соответствующим звуком, можно сделать вывод, что они обладали потенциальной
способностью вспомнить по меньшей мере 9 символов (так как они вспоминали не меньше трех
символов в каждой строке) из 12. По мнению Сперлинга, эту способность можно объяснить лишь тем,
что в течение очень короткого времени менее одной секунды весь предъявляемый материал
остается доступным. Именно этот кратковременный след, существующий на уровне рецепторов и
низших нервных центров, называется сенсорной памятью.
Документ 8.2. Образы и память
|