которые они раньше много раз держали в руках. Но стоит снять повязку с глаз, и предмет тотчас же
узнается.
Апраксии (нарушения программирования движений)
Невозможность выполнять какие-то движения иногда может быть обусловлена повреждением
тех зон мозга, где в норме эти движения программируются или координируются. Однако некоторые
симптомы позволяют отнести подобную патологию к нарушениям памяти.
При апраксии больные порой не могут осуществлять такие простые действия, как одевание, или
же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких
больных пытался зажечь свечку, чиркая ею по спичечной коробке.
Афазии (расстройства речи)
У словесного общения есть две стороны: экспрессивная (передача информации путем устной или
письменной речи) и рецептивная (восприятие и расшифровка устной или письменной информации).
При любом повреждении нервных центров, ответственных за речевые функции (а тем самым и за
механизмы общения), какая-либо из этих функций может существенно нарушаться.
Гудгласс (Goodglass, 1980) рассматривает такого рода расстройства, называемые афазиями,
как
нарушение способности пользоваться языком или «вспоминать» его. В зависимости от того, какие
именно области мозга поражены (см. рис. 8.13 и приложение А), у больного может быть нарушено либо
произнесение слов (при повреждениях в лобных долях), либо письмо (в теменных долях), либо
понимание речи устной (в височных долях) или письменной (в затылочных долях). Важно отметить,
что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария.
Рис. 8.13. Локализация в коре головного мозга зон, ответственных за восприятие (1, 2, 3),
программирование движений (I и I') и речь (A,
B,
C, D). При повреждениях этих участков может
возникнуть зрительная агнозия (1), слуховая агнозия (2), тактильная агнозия (3),
апраксия (I и I'),
нарушения устной речи (A), письма (D и I'), понимания устной речи (B) или чтения (C).
Расстройства активной речи (устной или письменной)
Нарушения артикуляции (афазия Брока).
Если повреждение локализовано в лобной доле в
области центра устной речи, то у больных возникают серьезные расстройства, связанные с
невозможностью называть буквы или числа и особенно с колоссальными затруднениями при попытках
произнести слово, которое они тем не менее хорошо узнают.
Нарушения письма (аграфии).
Практически такое состояние представляет собой апраксию,
затрагивающую письменную речь, и выражается в том, что мозг не может «вспомнить», как надо
программировать и координировать движения руки при письме. Так бывает при повреждениях в
верхней части лобной доли или в задней части теменной доли.
Нарушения восприятия речи
Расстройства понимания устной речи (афазия Вернике).
Они возникают при повреждениях
слуховой коры в задних отделах височной доли. При этом больной говорит более или менее нормально,
|