Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 574 
Next page End  

правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. В
1881 году было введено всеобщее обязательное обучение. Это быстро привело к тому, что в
перегруженных классах оказались вместе и «одаренные», и явно «отсталые» дети, объединенные лишь
по возрастному признаку. Задача Бине заключалась в том, чтобы более правильно распределить
школьников по ступеням обучения в зависимости от их «интеллекта».
Требование, которое школа предъявляла (и, как мы уже знаем, предъявляет по сей день) к
ученику, — это быстрое выполнение заданий, требующее мобилизации памяти, формирования понятий
и решения проблем, имеющих порой лишь отдаленное отношение к повседневному опыту ребенка.
Главной бедой преподавателей при этом стала медленная работа некоторых детей, из-за которых
отставал весь класс. В связи с этим понадобились критерии для того, чтобы «медленных» детей
направлять в более младшие классы, а «средние» и «быстрые» ученики могли продвигаться с
достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью.
Именно исходя из такой концепции обучения и соответствующего ей типа интеллекта, Бине и
создал свою шкалу, которая была опубликована им в 1905 году.
Первый тест и представление об умственном возрасте
Вначале Бине собрал весьма обширную информацию о тех знаниях и навыках, которые давались
школой. Выяснилось, что от учеников требуется, например, знать названия частей тела, повторять
какие-то
фразы или цифры, сравнивать между собой два отрезка прямых или две точки, срисовывать
квадрат или ромб, осуществлять обратный счет, описывать какие-то картинки и т. д.
Бине предложил задания по всем этим пунктам детям из выборки, включавшей представителей
различных возрастов, и для каждый возрастной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-
80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал десять наборов по шесть
заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет
(см. табл. 9.1, А).
Таблица 9.1. Примеры заданий в интеллектуальных тестах
А. Задания теста Стэнфорд-Бине
4 года (по 2 месяца за каждое выполненное задание)
1. Сравнить отрезки прямых разной длины
2. Выявить различие в форме фигур
3. Сосчитать 4 монеты
4. Срисовать квадрат
5. Показать хорошее понимание вопросов: «Что надо делать, когда хочется спать? Когда
холодно? Когда хочется есть?»
6. Повторить 4 цифры
9 лет (по 2 месяца за каждое выполненное задание)
1. Указать сегодняшнюю дату (день недели, число месяца, месяц, год)
2. Классифицировать 5 предметов
3. Дать сдачу
4. Повторить 4 цифры в обратном порядке
5. Построить предложение, включающее три слова (мальчик, река, мяч; работа, деньги, люди;
пустыня, реки, озера)
6. Найти рифму к трем различным словам (например, название животного, рифмующееся с
«ложка», название цветка, рифмующееся с «день», и т. п.)
Б. Задания шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC)
Вербальная шкала
Невербальная шкала
1. Знания (6-й вопрос набора из 30 вопросов): «В
каком магазине покупают сахар?»
1. Дополнить рисунки: 20 рисунков, в каждом из
которых надо найти недостающую деталь
(например, ухо у лисицы, ленту на шляпе)
2. Суждения (5-й вопрос набора из 14 вопросов):
«Что ты будешь делать, если увидишь, что к
поврежденным рельсам подходит поезд?»
2. Сюжет из картинок: разложить картинки так,
чтобы получился сюжет (например, матч боксеров,
пожар, рыбная ловля)
3. Арифметика (8-й вопрос набора из 16
вопросов): «Сколько стоят три сигары, если каждая
3. Составление целого из частей: воспроизвести
по двумерным моделям геометрические фигуры из
Hosted by uCoz