Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 574 
Next page End  

средней и что точно по такому же закону распределяются любые показатели при больших выборках. По
мнению сторонников таких гипотез, положение максимума интеллекта на кривой предопределено
генетически.
В связи с этим встает вопрос: каково распределение интеллекта в человеческих популяциях и о
чем можно судить по различиям между уровнями интеллекта у людей, располагающихся на разных
участках кривой распределения?
Распределение уровня интеллекта
Распределение людей по результатам тестов на интеллект впервые изучил Термен. В 1937 году
он собрал результаты тестирования 2904 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Оказалось, что эти результаты
дают более или менее равномерное «колоколообразное» распределение, причем среднее значение IQ
соответствует 100 баллам (рис. 9.5). Самые низкие значения IQ приближались к 0, а самые высокие — к
200; иными словами, наблюдалось максимальное отклонение в 100 баллов от среднего значения в обе
стороны. Так называемое стандартное отклонение
[1],
или среднее для всех отклонений от 100,
оказалось равным 16 баллам [2].
[1:
Точнее говоря, стандартное отклонение равно квадратному корню из среднего квадрата
отклонения:
s =
измерений
Число
отклонений
квадратов
Сумма
(см. приложение Б).
2:
При аналогичном исследовании с тестом Векслера (WISC) было получено стандартное
отклонение в 15 баллов.]
Рис. 9.5. Кривая «нормального» распределения интеллекта. Видно, что примерно у 70% всех лиц
IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов (т. е. в пределах одного стандартного отклонения ? от среднего
IQ, равного 100); видно также, что лишь около 2% населения страдает умственной отсталостью (IQ
<
70).
Из статистики известно, что все индивидуальные показатели в пределах стандартного
отклонения от средней составляют 68% общего числа показателей (34% в одну сторону и 34% в
другую). Поэтому 1974 ребенка, «укладывающиеся» в 68% с баллами от 84 (100 - 16) до 116 (100 + 16),
могут, по мнению Термена, считаться индивидуумами со средним интеллектом. Что касается остальной,
менее многочисленной группы детей, результаты которых соответствовали крайним участкам
распределения, то отклонения в меньшую сторону расценивались как сниженный интеллект или
умственная отсталость, а отклонения в большую сторону — как повышенный уровень интеллекта.
В табл. 9.2 и 9.3 приведено более детальное разделение по уровням, чтобы разместить всех
обследуемых лиц по определенным «полочкам».
Таблица 9.2. Распределение интеллекта по тестам на IQ (*)
IQ
Тест 
Стэнфорд-Бине
%
Шкала
интеллекта
%
Диапазон
%
Hosted by uCoz