«интеллектуальная атмосфера» семьи определяется средним умственным уровнем ее членов.
Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По
мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи
разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у
каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный
уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену
семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например,
для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного 0. Числа для
остальных детей будут промежуточными соответственно их
возрасту. Тогда для бездетной семьи
индекс «интеллектуального климата» будет равен
2
30
30
= 30;
после рождения первого ребенка он составит
3
0
30
30
= 20;
а когда спустя несколько лет родится четвертый ребенок, индекс понизится до
6
0
2
4
6
30
30
= 11.
Из этого примера видно, что чем больше в семье детей, тем ниже ее общий интеллектуальный
уровень и тем меньше вероятность того, что самые младшие дети будут иметь непосредственное и
длительное общение с наиболее опытными членами семьи.
Для того чтобы преодолеть этот недостаток больших семей, Зайонц предлагает увеличивать
промежутки между рождением детей и тем самым обогащать культурное окружение для
новорожденных. Так, в нашем примере с четырьмя детьми этот индекс мог бы стать равным
6
0
4
8
12
30
30
= 14.
Однако, как отмечают Зайонц и Маркус, совершенно очевидно, что если в больших семьях и
проявляется этот недостаток в плане интеллектуального развития, то они имеют зато ряд преимуществ с
точки зрения развития личности. Эти исследователи обнаружили, в частности, что у детей, воспитанных
в больших семьях, более выражено чувство «Я» социальной компетентности и моральной
ответственности. Очевидно, что эти факторы играют в адаптации человека к социальной среде по
меньшей мере такую же роль, как и интеллект.
Была выявлена еще одна сторона этого явления. В различных исследованиях у молодых
американцев измеряли IQ с помощью теста школьной успеваемости SAT [*]. Результаты исследований
показали, что измеренный таким образом уровень интеллекта заметно понизился за период с 1962 по
1974 год.
[Scholastic Aptitude Test.]
Исходя из своей гипотезы, Зайонц и Маркус предположили, что это снижение можно объяснить
увеличением семей, связанным в большинстве западных стран с послевоенным «беби-бумом». Кроме
того, добавилось еще и то, что возрастная разница между детьми в семьях уменьшилась.
Вскоре мы, вероятно, сможем убедиться в верности этих представлений. За последние 20 лет
число детей в семьях существенно снизилось, и эффект такого снижения должен проявиться к концу 80-
х годов у молодых людей в возрасте 18-20 лет.
Однако следует заметить, что тест SAT, возможно, не самый надежный инструмент для
измерения интеллекта. Кроме того, упомянутые выше положительные черты детей из больших семей
могут быть выражены значительно меньше у детей из маленьких семей. При этом более высокие
результаты теста SAT и лучшая школьная успеваемость могут быть связаны просто с большей
адаптированностью к школьной среде в связи с более послушным и конформистским поведением,
соответствующим требованиям традиционной школы.
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Поэтому влияние школьной
системы на интеллектуальное развитие ребенка может быть весьма значительным. В связи с этим мы
|