тянет, сыплет... Так на основе наследственных механизмов (рефлексов и сенсорных процессов) и
первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий,
что порождает новые средства для достижения определенных целей.
Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, каждая из которых соответствует организации
сложных движений («схем», см. гл. 8).
1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) сосание, хватание и т. п. Они вызываются
внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными.
2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) формируются как условные рефлексы в результате
взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской,
схватывание этой бутылочки и т. п.).
3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) формируются благодаря развитию координации
между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, вызывающее сотрясение
погремушки, с целью заставить ее греметь и т. п.).
4. Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев) придает действиям ребенка все большую
преднамеренность в расчете на достижение цели (отодвигание руки экспериментатора с целью достать
спрятанную за ней куклу и т. п.).
5. Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит случайно, но вызывает у ребенка
формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать
лежащую на нем куклу и т. п.).
6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) первое проявление интериоризованной
мысли (типа инсайта)
в результате сочетания уже имеющихся схем для отыскания оригинального
решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную
в нем конфету или засунуть в него длинную металлическую цепочку, и т. п.).
Рис. 10.8. На восьмом месяце у ребенка формируется представление о перманентности
(постоянстве) объекта, и он огибает препятствие, чтобы достать спрятанный от его взора предмет.
Стадия конкретных операций. На этой стадии происходит постепенная интериоризация
действий и их превращение в операции,
позволяющие ребенку сравнивать, оценивать,
классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами,
ребенок обнаруживает, что то, что он только что соорудил, можно разрушить, а затем воссоздать заново
в прежнем или в каком-нибудь ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует
определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это
позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес,
объем и т. д. Ребенок, однако, овладевает этими структурами лишь в результате долгого продвижения с
|