Как подчеркивают Дроз и Рами (Droz, Rahmy,
1972), работы Пиаже посвящены почти
исключительно изучению развития когнитивных структур и оставляют в тени вопрос о связи между
познанием и аффективной сферой. В концепции Пиаже ребенок выступает как обособленное существо,
социализирующееся после длительного периода эгоцентризма лишь в силу возникающей перед ним
необходимости разделить с другими людьми «объективные средства для измерения вещей и описания
отношений между ними» (Wallon, 1959). По мнению Валлона, напротив, ребенок представляет собой
существо, с самого рождения обреченное на социализацию из-за своей неспособности делать что-либо
самостоятельно. Как заключает один из последователей Валлона (Zazzo, 1973), с самых первых месяцев
жизни ребенок находится в «тесной связи, в симбиозе со своей матерью». Дальнейшие этапы развития в
результате взаимодействия ребенка с другими людьми составляют серию перестроек, надстроек и
усовершенствований, в которых главную роль играют моторные акты, аффективные реакции и речь [*].
[Советский психолог Выготский (1978) тоже отмечает важную роль других людей в когнитивном
развитии ребенка.]
Последовательные стадии детства (по Валлону)
Хотя Валлон и не признает существования единого ритма развития всех детей, по его мнению,
однако, существуют периоды, каждый из которых характеризуется «своими признаками, своей
специфической ориентацией и представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка».
Рис. 10.10. Французский врач и психолог Анри Валлон (1879-1962). Он провел важные
исследования в области детского развития, результаты которых представлены в двух его главных
книгах: «Происхождение характера» (1934) и «Происхождение мысли» (1945).
1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) стадия рефлексов, автоматически развивающихся в
ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым
движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.
2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций
(страх, гнев, радость, отвращение и т. д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с
окружающей социальной средой. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий,
представляют собой настоящий «предъязык», с помощью которого ребенок может повысить
эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей.
3. Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического
мышления.
Благодаря закреплению связи между движениями и возникающими в результате
перцептивными эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них
жестами. Циркулярные формы активности (когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает
гибкость голосу») способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.
4. Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы, а затем и речи;
ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия
которых он узнает одновременно с их свойствами. Таким образом ребенок приобретает все большую
независимость по отношению к предметам, которые отныне он может толкать, таскать за собой,
сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет
ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению
индивидуума.
5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода, характеризующихся развитием
независимости ребенка и обогащением его собственного «Я».
В трехлетнем возрасте начинается период противопоставления.
Это время развития «Я».
|