Navigation bar
  Print document Start Previous page
 341 of 574 
Next page End  

переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне
от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются
в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно
6 человек).
Жизненные кризисы
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson,
1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно
рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами
воспитания и социо-культурного окружения.
Теория психосоциального развития (по Эриксону)
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных
кризисов,
специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых
определяет возможность последующего расцвета личности. В свою очередь Пекк (Peck, 1968)
настаивает на особой важности двух последних кризисов в жизни человека, переживаемых им
соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам (рис.
10.21).
Рис. 10.20. Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (р. 1902). В 1933
году, получив по окончании школы Венского психоаналитического общества диплом психоаналитика,
он эмигрирует в США. Эриксон, продолжая развивать теорию Фрейда, акцентирует внимание главным
образом на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных
жизненных кризисов.
8-й кризис
Цельность личности или отчаяние
7-й кризис
Генеративность или застой
6-й кризис
Близкие отношения или изоляция
5-й кризис
Идентификация или спутанность ролей
4-й кризис
Работа или чувство неполноценности
3-й кризис
Инициативность или чувство вины
2-й кризис
Автономия или стыд и сомнение
1-й кризис
Доверчивость или подозрительность ко всему
Рис. 10.21. Восемь психосоциальных кризисов, которые должен преодолеть человек в течение жизни
(по Эриксону).
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или
нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае
у ребенка развивается чувство глубокого доверил к окружающему его миру, а во втором, наоборот,
недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к
чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные
отправления, ребенок получает опыт автономии.
Напротив, слишком строгий или слишком
непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений,
связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение
ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют
Hosted by uCoz