Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 574 
Next page End  

дверь, и похитить лекарство. Прав он или неправ? Почему?
К изложенному рассказу можно отнестись по-разному, в зависимости от того, оценивать ли его с
точки зрения мужа, установок фармацевта или ценности человеческой жизни. Важнее, однако, не
столько ответить на общий вопрос, можно или нельзя воровать, сколько оправдать выбор, сделанный в
данном случае героем рассказа.
Ниже резюмированы ответы, полученные от детей разного возраста, т. е. находящихся на разных
уровнях нравственного развития, и сгруппированные в соответствии с тем, как они расценивают жизнь
человека в сопоставлении с общественными нормами.
Стадия 1. Покорность и наказание. «Хайнц должен был купить лекарство. Если он его украл,
его должны посадить в тюрьму и так или иначе ему придется выплачивать его полную стоимость».
Или: «Нет ничего серьезного в том, что Хайнц решил украсть лекарство, так как на самом деле
оно стоит не 2000, а всего 200 долларов. Он не рискует подвергнуться слишком строгому наказанию».
Ценность людей в этих рассуждениях не учитывается. Речь идет лишь о связанных с поступком
выгодах или наказании: чем серьезнее материальные последствия поступка, тем предосудительнее он
считается.
Стадия 2. Личный интерес. «Если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть
лекарство. Возможно, его посадят в тюрьму, но он сохранит жену. Когда умирает ваша собака — это
другое дело, потому что в собаке ведь нет особой нужды. Не знаю, должен ли он был сделать то же
самое ради друга, так как я не уверен, что друг пошел бы на такое дело ради него».
В этих рассуждениях люди имеют какую-либо ценность только в том случае, если они могут
представлять интерес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они способны отплатить ему
за совершение этого поступка.
Стадия 3. Одобрение другими людьми. «Ничего плохого в том, что Хайнц хотел спасти свою
жену, нет. Тем самым он показал себя хорошим мужем. Любовь бесценна. Ее ничем не заменишь. Если
бы он не любил свою жену настолько, чтобы решиться на все ради ее спасения, его, безусловно,
следовало бы осудить».
В этих рассуждениях ценность человека определяется теми чувствами, которые он к себе
вызывает. Эти чувства приводят к поступкам, показывающим этому человеку и другим людям, что
лицо, их совершающее, — «хорошая мать», «хороший муж» и вообще «положительная личность».
Стадия 4. Авторитет, закон и порядок. «Супружество это обязательство. Как контракт.
Когда женятся, жену обещают любить и лелеять. Таким образом, долгом Хайнца было спасти ее. С
другой стороны, у него не было никакого права идти против закона. Ему нужно будет вернуть
фармацевту недостающие деньги и, возможно, искупить свою вину тюремным заключением».
Человек оценивается здесь по условиям контракта или обязательства, которые связывают его с
нами и возлагают на нас ответственность перед высшим авторитетом — законом, Библией, Богом и т. п.
Стадия 5. Общественный договор и демократия. «Если Хайнц не сделает все возможное,
чтобы спасти жизнь жены, он рискует потерять уважение других. Он совершает свой поступок во имя
благополучия другого человека. Хотя для всех лучше, чтобы законы всегда соблюдались, бывают
случаи, когда их нужно нарушить. Каждый сам должен оценивать конечные результаты своих
поступков».
Ценность личности определяется правами человека, предполагающими равенство всех людей
независимо от того, в каких личных или деловых отношениях они находятся друг с другом. В
определенных обстоятельствах человек может принять решение преступить закон, чтобы спасти
другого.
Стадия 6. Универсальные принципы. «Жизнь каждого человека имеет самостоятельную
ценность, ставящую ее выше каких бы то ни было моральных или юридических принципов. Если
человеческая жизнь в опасности, каков бы ни был закон и последствия, к которым может привести
неповиновение ему, кража нравственно оправдана».
Жизнь человека имеет ценность во имя самой жизни. Нет такого закона, решения — пусть даже
принятого демократическим путем, авторитета — человеческого или божественного, которые могли бы
воспрепятствовать соблюдению этого универсального принципа.
Документ 10.4. Можно ли оценить личность?
С давних пор психологи пытались отыскать способы выявления различных особенностей
человеческой личности. Так были разработаны многочисленные методы, каждый из которых отвечает
Hosted by uCoz