этих опросников, так и возможное использование получаемых данных в целях, подчас далеких от
истинной помощи субъекту, сопряжено с определенными этическими проблемами.
Проективные методы
Когда нам предъявляют неоднозначный стимул, мы склонны интерпретировать его в
соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами (см. гл. 5), которые, таким
образом, проецируем на этот стимул. На этом принципе и основаны так называемые проективные
тесты. Они предъявляются в виде серии изображенных на листках бумаги фигур или рисунков с
неясными очертаниями, которые должен описать испытуемый. Задача психолога состоит в
интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая, таким
образом, проявляется без ведома самого испытуемого. Из всех подобных методов оценки личности
наиболее известны и чаще всего используются тест чернильных пятен Роршаха и тест тематической
апперцепции (ТТА).
Тест Роршаха. Этот тест был разработан в 1911 году швейцарским психиатром Германом
Роршахом (1884-1922). Он состоит из 10 листков бумаги с чернильными пятнами, симметричность
которых достигается в результате сгибания листа. Половина из них выдержана в черных, белых и серых
тонах, к пятнам на двух других листках добавляется красный цвет, а пятна на трех остальных помимо
черного, белого и серого окрашены еще и в пастельные тона. Как полагал Роршах, «шок» при виде
цветного пятна отражает эмоциональную жизнь испытуемого, а также дает представление о степени его
самоконтроля. Что касается формы пятен и их образного описания испытуемым, то их интерпретация и
оценка зависят от их расположения на листе бумаги, специфических особенностей и «оригинальности».
Учитывают и то обстоятельство, описывает ли испытуемый все пятно или лишь отдельные его детали,
что позволяет говорить о его способности или неспособности к синтезу и к абстрактному и
теоретическому восприятию действительности.
Рис. 10.26. Подобного рода пятна используются в тесте Роршаха. Испытуемый волен сообщать
все, что он видит в этой фигуре.
Хотя Роршах и разработал систему оценок, позволяющую систематизировать интерпретации
психологов, сами эти интерпретации основываются главным образом на совокупности получаемых
сведений и их взаимной организации. Поэтому они в значительной мере зависят от интуиции и
клинического опыта исследователя.
ТТА. Этот тест разработал в конце 30-х годов Маррей (Murray). Он состоит из 30 рисунков,
каждый из которых изображает неоднозначную сценку с людьми. Испытуемому предлагают рассказать,
основываясь на этой сценке, первую пришедшую ему в голову историю.
|