Социальное восприятие
Взаимодействие и коммуникация с другими людьми затруднены еще и потому, что мы редко
воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на
впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие
качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.
Впечатления
Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих
основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснять
разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем. В эксперименте,
проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый,
трудолюбивый, решительный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуемым как
слишком холодный, а другим
как слишком пылкий. Испытуемым предлагалось изложить свои
впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых
включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого. Здесь мы
имеем дело с так называемым эффектом ореола.
Очень часто наше первое впечатление оказывается и самым прочным. В этом случае речь идет об
эффекте первичности.
У школьников, получавших в начале года отличные отметки, а затем
переставших работать, больше шансов оставить у преподавателя благоприятное впечатление, чем у
учеников, посредственные результаты которых в начале года сменились неуклонным прогрессом,
продолжавшимся до его конца.
Каузальная атрибуция
Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений,
мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот,
в элементах той ситуации, в которой он оказался.
Например, успех студентки на экзамене мы можем приписать либо ее умственным способностям
и упорной работе, либо тому факту, что экзамен был легким или что во время экзамена она сидела
рядом с сердобольной подругой. Супружескую ссору можно объяснить либо дурным характером одного
или обоих супругов, либо денежными затруднениями, которые они испытывают. Совершенное
преступление можно приписать либо «злобной» или «агрессивной» личности преступника, либо той
ситуации, что вынудила его нажать на курок пистолета. Как отмечалось в главе 9, сторонники
генетической теории склонны объяснять условия жизни обездоленных классов скорее нехваткой у их
представителей «таланта» или духа предпринимательства, чем социальной средой и неравными
шансами на успех. Точно так же более высокую школьную успеваемость белых детей они приписали бы
скорее их интеллекту, нежели особенностям экзаменов и системы школьного обучения.
Таким образом, поведение человека всегда можно объяснить либо внутренними, либо внешними
причинами. В связи с этим Джонс и его сотрудники (Jones et al., 1971) говорят о «ситуационной»
атрибуции.
Критерии атрибуции
Если нет доводов, позволяющих говорить о внутренних причинах, поведение обычно связывают
с ситуацией. В других случаях, согласно Келли (Kelly, 1967), при попытках понять причину поведения
другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное
поведение постоянным, отличающимся и обычным или нет [*]. Поведение называют постоянным, если
в сходных условиях оно всегда однотипно; оно будет отличающимся,
если в других случаях
проявляется иначе; и, наконец, поведение считается обычным,
если в сходных обстоятельствах оно
свойственно большинству людей.
[Келли употребляет английские термины consistency, distinctiveness и consensus.]
Как видно из схемы 11.1, если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково
(постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (мало отличающееся
|