Исследователи хотели определить уровень взаимопомощи в жилищах разного типа. Они
воспользовались для этого остроумной методикой, разбросав по людным местам общежитий
запечатанные конверты с обычным благодарственным письмом, на которых была марка и адрес
получателя, но не было имени отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных»
конвертов будет отправлена по почте нашедшими их студентами разных общежитий.
Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет проходить мимо письма, тем выше
вероятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. На самом деле все оказалось наоборот.
Ученые обнаружили, что только 63% писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью
проживания, было отправлено по почте; в общежитиях со средней плотностью доля таких писем
составляла 87%, а в общежитиях с низкой плотностью 100%. Такой же опыт, проведенный в другом
университете, дал очень сходные результаты.
Рис. 11.17. Степень солидарности между людьми, по-видимому, находится в обратном
отношении с числом людей в данном месте.
Для того чтобы выяснить, чем обусловлено такое положение дел, студентам, проживавшим в
общежитиях разного типа, рассылались опросники. Полученные ответы подтвердили, что у тех, кто жил
в условиях «высокой плотности населения», чувство ответственности в коллективе гораздо слабее. Это,
в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и «анонимности», которое
испытывало большинство из них. Что же говорить тогда о самих учебных заведениях, где иногда между
двумя дворами циркулируют тысячи учащихся, переходя из одного переполненного класса в другой?
Быть может, наблюдаемые сдвиги в поведении молодежи отчасти связаны именно с такими условиями
существования...
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе
Как уже говорилось (см. гл. 5, а также приложение А), ретикулярная формация выполняет
функцию непрерывного блокирования входных сигналов, не требующих активации головного мозга.
Речь идет о механизме привыкания (габитуации), кратковременные эффекты которого позволяют
избежать информационной перегрузки мозговой коры. Между тем было показано, что длительное
воздействие некоторых стимулов (например, шума) оказывает долговременное отрицательное влияние
на успеваемость подвергающихся им детей в школе.
В связи с этим Коэн, Гласс и Сингер (Cohen, Glass, Singer, 1973) провели исследование в своего
рода естественной лаборатории, представлявшей собой 32-этажное здание, расположенное у самого
начала скоростной автомагистрали в центре Нью-Йорка. Ученые тщательно измерили уровень шума на
разных этажах здания, обнаружив, что на 8-м этаже он был в 10 раз больше, чем на 32-м. Затем дети,
жившие в этом доме не менее 4 лет, подвергались тесту на слуховую дискриминацию, в котором
требовалось различать сходные по звучанию слова (например, пар/бар, кол/гол, ложка/лодка и т. п.).
Оказалось, что чем ниже жили дети, тем хуже были их результаты в тесте. А ведь известно, насколько
тесно слуховая дискриминация связана с умением читать. Результаты теста на чтение убедительно
показали, что чем выше был уровень шума, которому подвергались дети, тем ниже были их показатели.
|