группы или общества готовы допустить, что кто-то из них получит власть и будет удерживать ее в
своих руках. Такая способность вырабатывается в результате длительного процесса социализации,
который, подвергая ребенка, подростка, а затем и молодого взрослого человека влиянию семьи, школы,
религии и трудового коллектива, узаконивает право некоторых людей управлять другими во имя
общего блага.
Однако в масштабе общества и нации власть, основана ли она на законе или на силе, будет
оправдана лишь с точки зрения сохранения системы, защищающей интересы определенной части
населения, которая считает себя элитой, призванной стоять на страже всеобщего благосостояния.
Поэтому маловероятно, чтобы в таких условиях коридоры власти легко смогли занять представители
других слоев населения [*]. Чаще всего их занимает политический класс, сформированный данной
системой и более или менее сознательно стремящийся удержаться у власти как можно дольше.
[Достаточно вспомнить, какое незначительное место занимают в политическом руководстве
демократических государств женщины, рабочие, негры (в США), иммигранты и т. д.]
Чтобы понять, на чем основано лидерство, полезно рассмотреть, каким образом оно
устанавливается и функционирует в ограниченных группах, все члены которых преследуют общие
цели, но одни оказывают влияние на других, а другие готовы находиться под этим влиянием.
Социопсихологи выделили ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше
шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным лидером, чем у другого.
Группа ждет от своего вожака, что он сумеет скоординировать ее активность, обеспечит безопасность
ее членов и даст им веру в будущее. Поэтому можно думать, что лидером группы в большинстве
случаев окажется человек, обладающий качествами, нужными для данной должности, умеющий
управлять другими и прежде всего способный удовлетворять потребности группы. Отметим также, что
всегда, по-видимому, легче направлять группу в русло четко определенной активности, когда лидерство
покоится на законной основе, а цели ясно обозначены.
Различают два типа лидеров. Первый это тип функционального, компетентного лидера,
сосредоточенного на поставленной задаче;
именно такой лидер неустанно борется за достижение
группой поставленных целей. Второй тип аффективного, всеми любимого лидера,
сконцентрированного на взаимоотношениях между членами группы. Как показали исследования,
«функциональный» лидер всегда легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или
очень неблагоприятных ситуациях, в то время как «аффективный» лидер легче достигает этого в
промежуточных случаях. Кроме того, было установлено, что, если в группе примерно равное
соотношение полов, функциональным лидером чаще всего становится мужчина, а аффективным
женщина [*].
[Это, по-видимому, подтверждают и наблюдения над террористическими группами в западных
странах. Идеологическую и объединяющую функцию лидера в них обычно выполняют женщины, в то
время как задача организации действий чаще всего лежит на мужчинах, которые благодаря этому
получают и возможность реализовать свою склонность к насилию.]
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей
В экспериментах Милгрэма, изучавшего повиновение авторитету (см. документ 2.14), более 65%
«порядочных граждан», служивших испытуемыми, оказались способными наносить мнимые
электрические удары такой силы, что, будь они подлинными, они могли бы привести к смерти тех
людей, которых эти испытуемые должны были «воспитывать».
В адрес Милгрэма был высказан ряд критических замечаний. Прежде всего ему возражали, что
обыватель, привыкший подчиняться власти авторитета, естественно, будет также легко повиноваться и
приказам ученого, который должен знать, что делает. Однако, когда затем в опыте в качестве
испытуемых были использованы студенты Йельского университета, предположительно настроенные
более критично и потому менее склонные поддаваться «манипуляциям», процент «покорных»
испытуемых оказался тем же самым. Такую же степень покорности обнаружили и женщины, от
которых можно было ожидать меньшей агрессивности.
Чтобы выяснить, в какой степени испытуемые принимали во внимание и другие помимо
престижа экспериментатора факторы, опыт повторили в деловом учреждении одного из городов
штата Коннектикут. На этот раз исследование проводил экспериментатор, который ничем не мог бы
внушить к себе особого уважения. Было выявлено 48% «покорных» испытуемых, что хотя и меньше
цифры, полученной ранее, но очень близко к ней.
|