Hess E. H. (1965). "The role of pupil size in communication", Scientific American, n° 223 (5), p. 110-
119.
Hofling C. K., Botzman E., Dalrymple S., Graves N., Pierce C. M. (1966). "An experimental study in
nurse-physician relationships", Journal of Nervous and Mental Disease, n° 143, p. 171-180.
Jones E. E., Kanduse D. E., Kelly H. H., Nisbett R. E., Valiens S., Weiner W., 1971. Attribution:
Perceiving the cause of behavior, New York, General Learning Press.
Kelley H. H., 1967. "Attribution theory in social psychology", in: D. Levine (Ed.), Nebraska symposium
on motivation, Lincoln, Neb., University of Nebraska Press.
Kleinke C. L. (1977). "Compliance to requests made by gazing and touching experimenters in field
settings", Journal of Experimental Social Psychology, n° 13, p. 218-223.
Latane B., Darley J. M., 1970. The unresponsive bystander: Why doesn't he help?, New York,
Appleton-Century-Crofts.
Le Magnen J., 1952. "Phenomenes olfacto-sexuels chez l'homme", Archives de Psychologie.
Leyens J. P., 1979. Psychologie sociale, Bruxelles, P. Mardaga ed.
Mehrabian A., 1972. Nonverbal communication, Chicago, Aldine Atherton.
Miller N., Maruyama G., Beaber R. J., Valone K. (1976). "Speed of speech and persuasion", Journal of
Personality and Social Psychology, n° 34, P. 615-624.
Montmollin G. de, 1977. L'influence sociale. Phenomenes, facteurs et theories, Paris, PUF.
Moscovici S., 1979. Psychologie des minorites actives, Paris, PUF.
Page R. A. (1977). "Noise and helping behavior", Environment and Behavior, n° 9, p. 311-334.
Schjelderup-Ebbe T.
(1913). "Social behavior in Birds", Handbook of Social Psychology, C.
Murchinson (Ed.), Worcester, Mass., Clark University Press, 1935, p. 947-972.
Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson D. D. (1967). Une logique de la communication, Paris, Ed. du
Seuil, 1972.
Wilder D. (1977). "Perception of groups, size of opposition and social influence", Journal of
Experimental Social Psychology, n° 13, p. 253-268.
Zilman D., Baron R. A., Tamborini R. (1981). "Social costs of smoking: Effects of tobacco smoke in
hostile behavior", Journal of Applied Social Psychology, n° 11 (6), p. 548-561.
Глава 12. «Иные»
Введение
Вот мы и подошли к последней главе книги. В предшествующих главах мы пытались
разобраться, как человек воспринимает, чувствует, обучается, думает, говорит, творит ... , как
развиваются эти разнообразные процессы и каким образом они позволяют человеку взаимодействовать
с другими людьми.
Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия, которые могут помешать развитию
человека, до сих пор предполагалось, что мы все проходим в общих чертах сходный, как бы идеальный
и более или менее стандартный жизненный путь, который приводит каждого к отвечающим его природе
целям. Иными словами, до сих пор мы рассматривали некоего «абстрактного» человека,
противостоящего жизни вообще.
Еще раз повторим, однако, что каждый человек уникален, и в каждом отдельном случае речь
идет о жизни, восприятиях, переживаниях, потребностях, планах и трудностях данного человека.
Сталкиваясь с затруднениями, он волей-неволей повседневно приспосабливается к окружающей его
физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и
стресс.
В таких бесконечных «переговорах» с окружающим миром и другими людьми большинству
удается сохранять относительное равновесие. Однако некоторые люди, слишком хрупкие или плохо
подготовленные к жизни, «спотыкаются» в самом начале жизненного пути или позднее, когда жизнь
подвергает их серьезным испытаниям. Их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает
к ним внимание других, а потом их оттесняют в сторону, отчуждают и превращают в «иных». В
результате общество часто берет на себя «ответственность» за таких людей, которая в лучшем случае
оборачивается помощью, а в худшем изоляцией или попыткой насильственного возвращения к
|