помощью которых наше «Я» позволяет нам преодолевать конфликты, в определенных ситуациях
порождающие тревогу. Вот несколько примеров таких ситуаций. Можете ли вы определить какой
механизм защиты работает в том или ином случае? [*]
[Возможные варианты ответов см. в конце документа.]
1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает,
как в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика событие, о
котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.
2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада,
умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.
3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает
туда явиться.
4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная
чистоплотность.
5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.
6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него
смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.
7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.
8. Маленькая девочка настолько сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит
у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет дышать».
9. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она
непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.
10. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по
отношению к другим.
11. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.
12. Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из движений протеста.
13. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже
и думать не хотела.
14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему
кажется, что все недовольны его работой.
15. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в
билете были вопросы на «засыпку».
(Возможные варианты ответов на вышеизложенные ситуации:
1. Подавление. 2.
Отрицание. 3.
Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное
обучение. 9. Вытеснение. 10. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное
обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация.)
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве и отрочестве
На протяжении всех первых лет жизни или в отрочестве у некоторых детей могут развиться
расстройства поведения, которые будут сильно осложнять их собственную жизнь и жизнь окружающих
людей. В большинстве случаев причины таких расстройств остаются неизвестными. Одни расстройства
могут сгладиться или даже исчезнуть с наступлением половой зрелости; другие, наоборот, лишь к этому
времени и проявляются. Как бы то ни было, большинство нарушений накладывают на человека
отпечаток до конца его дней.
Детский аутизм. Аутизм это расстройство, которым из каждых 10 тысяч детей страдает 3-4
ребенка; это большей частью (в 75% случаев) мальчики.
В отличие от ребенка-шизофреника, который в первые годы жизни развивается нормально и
лишь потом уходит в свой внутренний мир, аутистичный ребенок ни дня не проводит в реальном
человеческом мире (Bettelheim, 1973). Никогда ни взглядом, ни улыбкой не покажет он, что узна¸т
своих родителей. Его речь развивается очень медленно и зачастую стереотипно: он не использует
местоимение «я» и ограничивается повторением слов в ответ на заданный ему вопрос, дословно
воспроизводя его или пользуясь для этого им же самим придуманным кодом [*].
Иногда он
принимается без конца повторять какое-нибудь действие (например, машинальное движение по кругу)
или одиноко играет в странные игры (например, часами смотрит на лужу воды). У него возможны и
деструктивные формы поведения, направленные на неодушевленные предметы или на самого себя; он
может, например, биться головой о стенку своей кровати или царапать себе лицо. Он проявляет особую
|