каждого из нас фундаментальных потребностях.
8. Для гуманистов неадаптивное поведение есть результат нарушения соответствия между
реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальными
представлениями о самом себе с другой.
9. Понятие «психическая болезнь» вновь было поставлено под сомнение главным образом
сторонниками социокультурного подхода. Они подчеркивают, что и само это понятие, и классификация
симптомов психических заболеваний в официальной психиатрии суть «досужие вымыслы»,
вынуждающие общество брать на себя ответственность за проблемы человека, изолируя его как
«больного» и доводя его «отклонение» до крайности, вместо того чтобы помочь ему благополучно
закончить «переход», воспринимаемый нами как погружение в «безумие».
10. Руководство DSM III, в котором представлена новейшая классификация психических
расстройств, группирует все их симптомы в 17 категорий от аномалий, свойственных детскому
возрасту, до расстройств органической и функциональной природы. Категории, относящиеся к группе
функциональных расстройств и называемые также неврозами и психозами,
подвергаются наибольшей
критике со стороны тех исследователей, по мнению которых наклеивание на больных «ярлыка» без
видимых биологических оснований способствует дегуманизации отношений между больным и теми, кто
о нем заботится, и приводит к психиатризации больного.
11. Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип
терапии. Медицинский подход отдает предпочтение биологической терапии в настоящее время это в
основном химиотерапия. Что касается общинной психиатрии, то, позволив сократить время пребывания
пациентов в клинике, она не смогла уменьшить число людей, нуждающихся в психиатрической
помощи.
12. Все психотерапевтические методы можно разделить на две большие группы:
интрапсихические подходы, которые делают упор на осознании больным своих проблем, и
поведенческие подходы, стремящиеся изменить само поведение пациента.
13. Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделить психоанализ,
цель
которого дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым
высвободить связанные с ними эмоции и чувства.
14. Терапия, центрированная на клиенте, стремится развить у человека большее самоуважение и
наметить действия, необходимые для того, чтобы восстановить соответствие реального «Я»
индивидуальному опыту и глубинным чувствам.
15. Гештальттерапия стремится распознать различные компоненты личности и таким образом
помочь больному достичь полного самосознания.
16. Эмотивно-рациональная терапия пытается выяснить ход мыслей клиента и помочь ему
осознать, что в его мышлении иррационально.
17. Существуют и другие индивидуальные психотерапевтические подходы: экзистенциальная
терапия,
акцентирующая свободную волю человека; терапия реальностью, которая стремится
побудить клиента взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора»;
трансакционный анализ, направленный на осознание больным характера его взаимодействий с другими
людьми; психодрама, с помощью которой пациент может освободиться от своих переживаний во время
«импровизации».
18. Социальная психотерапия позволяет человеку восстановить гармоничные отношения с
другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому
подходу относят группы роста, семейную терапию и групповую терапию.
19. Поведенческая терапия включает четыре подхода: контр-обусловливание, оперантные
методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля.
20. К контр-обусловливанию относят: систематическую десенсибилизацию,
при которой
раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным
неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию, стремящуюся вызвать у пациента «внутренний
взрыв тревоги», к которому его организм должен привыкнуть; аверсивное обусловливание, при котором
неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовлетворение.
21. Оперантные методы включают процедуры формирования поведения,
позволяющие
вытеснить старые формы поведения новыми; таков, например, метод накопления жетонов,
цель
которого изменить определенные формы поведения путем выдачи жетонов, дающих какую-то
привилегию, за любую модификацию поведения в желательном направлении.
22. Терапия с предъявлением модели стремится к выработке у больного новых форм поведения
|