на опыт и тем самым радикально отличается от господствовавшего ранее рационалистического
направления. Это не означает, однако, пренебрежения логикой и рассудительностью или просто
здравым смыслом. Ученые, выбравшие это направление, тоже высказывают предположения о том, как
все происходит в этом мире, и аргументы, выдвигаемые для объяснения некоторых фактов, нередко
вызывают яростные споры. Однако предположения этих ученых рассматриваются как гипотезы,
т. е.
новые соображения, выдвигаемые на основе уже установленных фактов. Эти гипотезы затем проверяют
путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате которых получают новые данные.
Если эти новые данные согласуются с тем, что уже было известно, то постепенно создается все более и
более четкая теория,
позволяющая объяснить наблюдаемые факты. Если же новые данные
противоречат выдвинутой гипотезе, то ее подвергают изменениям или даже отбрасывают. Именно в
сочетании теоретических построений и проверки их соответствия реальной действительности и состоит
научный метод (см. документ 2.4).
В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это
были химия и физика, открытия которой в области света и звука позднее позволили лучше понять,
каким образом мы расшифровываем реальную действительность. В XVIII
веке наступает очередь
физиологии приобрести самостоятельность; в результате изучения нервной системы появилась
возможность объяснить, как происходит передача информации в организме. Наконец, на исходе XIX
века развиваются социология и научная психология.
Психология в XVIII и XIX веках. Естественные науки обособились от философии
сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве
самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые
методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная с XVIII века первые эмпирики пытались
объяснить психические феномены по-новому. Они стремились понять, каким образом человеческий
организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и
рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.
Так, Кондильяк (Condillac, 1754) полагал, что все наши знания проистекают из наших ощущений.
Локк (Locke, 1690) и Юм (Hume, 1739) выдвинули гипотезу о том, что основные элементы, из которых
складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей.
Идея снежка, например, ничего не
говорит ребенку, который его никогда не видел. Лишь через ощущения, вызываемые качествами
белого, холодного и округлого, присущими снежку, которым ребенок играет впервые в жизни,
создаются у него путем ассоциации этих фундаментальных идей восприятия, лежащие в основе более
сложной идеи снежка.
Итак, эта субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь, для того чтобы
понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осозна¸т окружающий его мир. Изучение
взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной
деятельности и сознания.
Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций
организма, а ее изучение вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее,
несмотря на научную «окраску» такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в
сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние «души». А между тем увидеть
значит поверить. Кроме того, до тех пор пока психология не начнет систематически исследовать
конкретные факты, она не сможет претендовать на то, чтобы называться наукой.
Рождение научной психологии
Первые шаги в сторону более объективной психологии совершили такие исследователи, как
Фехнер (Fechner, 1860), который выдвинул закон, представляющий собой попытку выразить
количественно зависимость между силой стимула и ощущением [*]. Но только в 1879 году в
Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял
Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и
структуру сознания на научной основе. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию.
[Закон, сформулированный Фехнером на основании работ физиолога Вебера (Weber), гласит, что
«ощущение изменяется пропорционально логарифму силы раздражения»; это означает, что чем выше
интенсивность двух стимулов при одинаковой абсолютной разности их силы, тем менее заметно
различие в вызываемых ими ощущениях.]
|