формировании различий между женщинами и мужчинами, в частности различий в развитии нервных
функций, обусловливающих те или иные способности?
Дополнение А.3. Расщепленный мозг
Сперри (Sperry, 1968) решил выяснить, что произойдет с нервной регуляцией функций организма
и особенно с процессами восприятия информации, если полностью перерезать мозолистое тело,
разобщив тем самым мозговые полушария [*]. Хотя такая операция обычно не вызывает сколько-
нибудь серьезных нарушений повседневного поведения больных, было тем не менее замечено, что они
действуют в сущности так, как если бы у них было два мозга.
[Людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление таких заболеваний, как,
например, эпилепсия. По мнению некоторых нейрохирургов, это вмешательство оправдано тем, что
переход через мозолистое тело нервного возбуждения из эпилептогенного очага, находящегося в одном
полушарии, в симметричный участок другого полушария может способствовать развитию и усилению
эпилептического припадка.]
Напомним, что информация из правой половины поля зрения проецируется в левое полушарие, и
наоборот. У большинства людей «разговаривает» левое полушарие, которое интерпретирует события,
происходящие в правой половине зрительного поля, и посылает команды мышцам правой половины
тела. Правое «немое» полушарие расшифровывает информацию из левой половины поля зрения и
управляет движениями правой стороны тела.
Сперри наблюдал людей с «расщепленным» мозгом в различных экспериментальных ситуациях.
В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных
предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения. Одновременно испытуемый руками,
скрытыми от его взора, трогал предметы, изображения которых могли проецироваться на правую или
левую половину экрана (рис. А.27).
Рис. А.27. Расщепленный мозг. Испытуемому с перерезанным мозолистым телом предъявляют в
левой части экрана изображение карандаша, воспринимаемое правым полушарием, а в правой части
экрана изображение вилки, воспринимаемое левым полушарием. Когда испытуемого просят взять
левой рукой (управляемой правым полушарием) увиденный им предмет, он выбирает карандаш. Однако
если его спросить, какой предмет он выбрал, он отвечает, что выбрал вилку (как подсказывает ему
левое полушарие, ответственное за речь и игнорирующее все зрительные восприятия и инструкции
другого полушария).
Исследователи обнаружили, что испытуемый мог после ощупывания предметов взять левой
рукой тот из них, изображение которого на короткое время появилось в левой части экрана. Но он не
мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда изображение
предмета проецировалось в правой части экрана, наблюдались противоположные отношения.
Тогда Сперри и его сотрудники решили выяснить, что произойдет, если изображения разных
|