Экспериментальный метод
Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать
наличие какой-то связи между теми или иными параметрами, но не может доказать, что эта связь
представляет собой причинно-следственную зависимость.
Наиболее эффективный способ выявления такой зависимости
вмешательство с целью
установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор. Именно такого
рода вмешательство и составляет суть экспериментального метода.
Для того чтобы лучше понять, как производится такое вмешательство, проследим шаг за шагом
действия экспериментатора, изучающего влияние наркотика на поведение.
Допустим, вы прочитали сообщение, в котором утверждается, что вдыхание марихуаны
оказывает в зависимости от дозы различное воздействие на организм (вызывает учащение пульса,
повышает артериальное давление, нарушает координацию движений и перцептивные функции и т. п.).
Вы решаете проверить в лаборатории воздействие наркотика на координацию движений у испытуемых,
впервые пробующих марихуану. При этом вы исходите из простой гипотезы: у тех, кто никогда не
курил марихуану, после вдыхания дозы X время реакции будет более продолжительным, а движения
менее точными.
В вашем распоряжении имеется вычислительная машина, на которой запрограммирована
«электронная» игра; цель игры состоит в уничтожении ракет, появляющихся в разных участках экрана с
нерегулярными интервалами. Это в сущности испытание точности движений, требующее очень
быстрой реакции. Для того чтобы полученные данные были максимально объективными, машина сама
считывает и закладывает в память различные промежутки времени между появлением на экране ракеты
и «выстрелом» испытуемого; она же регистрирует попадания и промахи, а также выдает окончательную
оценку, вычисленную исходя из всех этих элементов.
Прежде всего следует набрать достаточное число добровольцев, которые курят табак, но никогда
не пробовали марихуану, и оценить их успехи «натощак», проведя, скажем, сеанс из 50 попыток.
Полученная оценка служит базовой мерой, с которой будут сравниваться оценки, получаемые в
эксперименте.
Для проверки гипотезы достаточно подвергнуть наших добровольцев аналогичному испытанию
через 30 минут после вдыхания марихуаны и сравнить полученные результаты с результатами первого
сеанса. Но как интерпретировать различия между результатами?
Если оценки во втором сеансе ниже, чем в первом, то это можно объяснить действием наркотика,
но в равной мере и усталостью или невниманием некоторых испытуемых, участвующих в игре во
второй раз. Если же, напротив, вторые оценки выше, то этот результат, противоречащий гипотезе,
можно тоже приписать действию наркотика, однако можно объяснить его и освоением игры, т. е.
тренировкой, поскольку все сводится лишь к повторению того же испытания.
Таким образом, мы почти не продвинулись вперед по сравнению с тем, что дает корреляционный
анализ. Как же сделать выбор между всеми этими интерпретациями? Проще всего было бы попросить
наших испытуемых прийти в третий раз и снова провести испытание «натощак». Тогда удалось бы
проверить, не проявляется ли эффект усталости или тренировки, усиливаясь от сеанса к сеансу. Это
весьма эффективный способ, но он может показаться скучным испытуемым, которые не захотят
приходить в лабораторию три дня подряд (особенно если они это делают добровольно).
Экспериментальная группа и контрольная группа
Другой, более надежный метод состоит в том, что исходную группу делят на две либо
случайным образом, либо на основании критериев, выбранных экспериментатором (одинаковое число
лиц того и другого пола, одинаковое соотношение в каждой новой группе сильных, средних и слабых и
т. п.).
До прихода испытуемых в часть сигарет добавляют марихуану, а другую часть обрабатывают
таким образом, чтобы они по внешнему виду, запаху и вкусу не отличались от первых, но при этом не
содержали марихуаны. Первая группа испытуемых получает сигареты с марихуаной, т. е. с тем
фактором, влияние которого на поведение предстоит изучить. Это экспериментальная группа.
Вторая
группа получает «обычные» сигареты; это контрольная группа.
Переменные факторы в эксперименте
|