степени склонны «сильно» беспокоиться о выживании, безопасности и будущем своих детей, чем белые
американцы. Подобным образом родители, имеющие небольшой доход, куда более беспокоятся о
благополучии своих детей, чем более обеспеченные, вне зависимости от расовой принадлежности.
Более высокий уровень тревожности, обнаруженный в группах расовых меньшинств, может сильно
варьироваться в зависимости от того, насколько богат человек и в насколько опасных условиях он
живет (National Commision on Children, 1991, адаптировано).
Контрольные исследования показали, что психодинамический подход не всегда помогает в
случаях генерализованного тревожного расстройства (Svartberg & Stiles, 1991; Prochaska, 1984).
Основная масса фактов свидетельствует о том, что психодииамическая терапия является в лучшем
случае скромной помощью тем, кто страдает этим расстройством.
<Психологические заметки. В 1960-х годах широко распространились «ч¸тки для нервных»,
которые люди перебирают в руках, чтобы избавиться от чувства тревоги. Используемые и по сей день
четки появились как греческий обычай перебирать бусины, называемые комболои, чтобы занять руки
(Kahn & Fawcett, 1993).>
Гуманистическая и экзистенциальная модели
Сторонники гуманистической и экзистенциальной моделей предполагают, что генерализованное
тревожное расстройство, как и другие психологические расстройства, возникает, когда люди перестают
честно смотреть на себя и принимать себя такими, какими они являются. Вместо этого они отрицают и
искажают свои искренние мысли, эмоции и естественное поведение. Раз за разом повторяющееся
самоотречение ведет к крайней тревожности и невозможности реализовать себя как человека.
Гуманистическая теория образования тревожных расстройств и методы лечения
Гуманистическое объяснение того, отчего люди страдают генерализованным тревожным
расстройством, лучше всего изложено Карлом Роджерсом. Как было сказано выше, Роджерс считал, что
некоторые люди развивают защитный способ деятельности в том случае, если, будучи детьми, не
получили безусловного позитивного отношения к себе со стороны других (см. главу 2). Они, в свою
очередь, начинают слишком критично относиться к себе и формируют ряд жестких требований к себе,
которые Роджерс называет условиями значимости. Они стараются соответствовать этим стандартам,
постоянно искажая и отрицая свои истинные переживания. Вопреки таким стараниям, продолжают
возникать грозные самообвинения, которые вызывают у человека сильную тревогу. Этот натиск тревоги
подготавливает почву для генерализованного тревожного расстройства или некоторых других
психологических нарушений.
Психотерапевты, использующие клиент-центрированную терапию Роджерса, стремятся
показать эмпатию и безусловное позитивное отношение к своим клиентам. Эти терапевты полагают, что
атмосфера искреннего принятия и заботы даст ощущение безопасности, в котором нуждаются клиенты
(Raskin & Rogers). Чувствуя безопасность, клиенты смогут лучше определить свои истинные
потребности, мысли и эмоции, а также «узнать» себя, что означает научиться целиком доверять своей
интуиции, быть честным с собой, принимать самого себя. Тревожность и другие симптомы
психологических расстройств будут убывать. В приведенном ниже отрывке Роджерс описывает
прогресс, достигнутый клиентом с тревожностью и связанными с ней симптомами:
Она была необычайно чувствительна к процессу, ощущаемому ею внутри себя. Чтобы
испробовать некоторые из своих проявлений, она перебирала фрагменты составной картинки, она
пела песню без слов, она писала поэму, она изучала новые способы узнавания себя, словно училась
читать шрифт Брайля. Терапия стала во всех своих аспектах, в отношениях безопасности, ее
познанием себя. Сначала были ее вина и беспокойство по поводу своей ответственности за плохую
приспособляемость других. Потом были отвращение и горечь, что жизнь обманывала ее и
разочаровывала в стольких различных сферах, особенно в сексуальной, затем было познание своего
собственного сердца, ее жалость к себе за то, что ее так оскорбляли. Но вместе с тем шло ее
узнавание себя как способной быть цельной, себя, которая пусть и не обладала любовью ко всем, но и
«не ненавидела никого», себя, заботящейся о других. Последнее было для нее одним из глубочайших
открытий в
терапии... осознание, что терапевту не все равно, что с ней, что ему действительно
|